Найти в Дзене
По Карелии

Западно-Карельская железная дорога

Западно-Карельская железная дорога – железнодорожная линия Суоярви – Ледмозеро – Юшкозеро, протяжённостью 397 километров. Линия однопутная, неэлектрифицированная. Является частью Октябрьской железной дороги.

В 17 веке в Карелии уже существовали деревни Юшкозеро и Лендеры, а также так называемые Лопские погосты – лопарями называли карелов и саамов, живших в северной части нынешней Карелии. Через несколько таких погостов по территории нынешних Калевальского и Муезерского районов проходил древний торговый путь от Белого моря в сторону западных скандинавских стран. К середине 19 века помимо лопских погостов в карельской глуши появляются и другие деревеньки, все они располагались по берегам озёр и рек и связывались между собой водными путями. Центрами жизни являлись погосты – деревни с церквями, большая часть из которых не сохранилась до нашего времени. Но в целом местность эта оставалась не освоенной. Лишь в начале 20 века правительство Российской империи озаботилось сооружением главной транспортной артерии Карелии – Мурманской железной дороги, да и то к этому его подтолкнула Первая мировая война. Ну а отдалённые от железной дороги территории так и остались в стороне.

К постройке новой железной дороги подтолкнула необходимость восстановления народного хозяйства после окончания Великой Отечественной войны. Стране нужно было много строительных материалов, а Карелия располагала огромными запасами неосвоенного леса. К тому же в 1946 году было разведано Костомукшское железорудное месторождение. И тогда было принято решение о строительстве железной дороги от станции Суоярви на север, в сторону Костомукши. Строительство линии началось в 1949 году с капитального ремонта уже существовавшей тридцатикилометровой ветки Суоярви – Найстенъярви, построенной в период с 1924 по 1927 год и доставшейся Советскому Союзу от завоёванной финской территории. Потом были работы по строительству линии Суоярви – Лендеры протяжённостью 208 км, а затем линии Суккозеро – Юшкозеро протяжённостью 189 км, получивших название Западно-Карельской магистрали. Эта магистраль имела важное значение для освоения лесных массивов в западной части Карельской АССР.

Линия начинается от узловой станции Суоярви I и закачивается тупиковой станцией Юшкозеро. Имеет следующие ответвления: Брусничная – Лендеры, Ледмозеро – Костомукша – госграница и Ледмозеро – Кочкома. Строительство велось в тяжёлых условиях. Будущая магистраль проходила по практически ненаселённой местности, изобилующей выходами скальных пород, сильно заболоченными участками, озёрами, реками и ручьями. Были на пути и неразорвавшиеся со времён войны снаряды. С огромными сложностями доставлялась к месту работы тяжёлая техника, стройматериалы, горючее и продовольствие. Для этого на протяжении всей трассы пришлось параллельно железной дороге прокладывать временную автодорогу. В силу большой протяжённости магистрали (397 км только главного пути) и суровых условий решено было строить дорогу силами железнодорожных войск, которыми в то время командовал П.А. Кабанов, отличившийся во время войны большой работой по техническому прикрытию железных дорог.

-2

Основной специализацией железной дороги был вывоз леса. Кроме того она имела целью повысить уровень развития отдалённых территорий и обеспечить надёжным транспортом огромные бездорожные пространства. Также линия имела военно-стратегическое значение, так как пролегала вдоль государственной границы. Несмотря на то, что возведением Западно-Карельской магистрали занимались железнодорожные войска, строительство затянулось на целых 15 лет. Помимо обустройства собственно железнодорожного полотна и станций необходимо было создать инфраструктуру для обслуживающего персонала и самих строителей. Условия были абсолютно дикими – первые поселенцы будущих посёлков вдоль дороги сооружали всё буквально с нуля.

С конца 1950-х годов затянувшаяся стройка была объявлена ударной и комсомольской. Зачастую строители рисковали собственной жизнью, чтобы решить внезапные инциденты. Вот как их описывает бывший тогда заместителем П.А. Кабанова А. М. Крюков:

«При забивке очередной из них произошла авария: с копра сорвался шабот молота и упал в реку. Работы приостановились. Солдаты стали решать, что делать. Вызывать водолазов? Но до них – 30 километров бездорожья. Пока водолазы прибудут, пройдёт не менее суток. Сорвётся график мостовых работ, объект станет «узким» местом всей стройки.

– Такого допустить нельзя, – сказал своим товарищам молодой коммунист сержант Э. Егинян.

– Что вы предлагаете? – спросил сержанта машинист копра рядовой Н. Рябинин.

Егинян ничего не предлагал. Он снял сапоги, бросил стоявшему рядом Рябинину бушлат и молча шагнул в холодную воду. Глубина реки в этом месте достигала четырёх метров. Егинян нырнул, но шабота не нашёл. Нырнул второй раз, и снова безрезультатно. Так повторялось несколько раз. Наконец, ему удалось найти под водой увесистую деталь копра. А с берега требовали: вылезай, согрейся. Но в ответ тоже неслось требование – давайте трос! И только когда шабот был обвязан, коммунист Егинян вышел из воды.

– Теперь тащите!

Вскоре копёр снова заработал.»

 Станция Юшкозеро
Станция Юшкозеро

Первая очередь Западно-Карельской магистрали была завершена в 1959 году и составила 207 км. Конечной была станция Лендеры. В процессе прокладки железной дороги росли лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия, открывались новые населённые пункты при новых железнодорожных станциях. Почти на всех станциях и некоторых перегонах строились подъездные пути для вывоза леса с местных леспромхозов.

Наконец, 25 ноября 1964 года Западно-Карельская железная дорога дотянулась до своего последнего пункта – станции Юшкозеро. Сразу стал ходить поезд Петрозаводск – Лендеры, благополучно просуществовавший до наших дней, а ныне отменённый. Помимо Лендер росли посёлки Гимолы, Поросозеро, Суккозеро… По заслугам был оценён труд воинов-железнодорожников. Десятки офицеров, сержантов, солдат были удостоены высоких государственных наград. Многим строителям были присвоены почетные звания «Заслуженный строитель Карельской АССР» и «Заслуженный инженер Карельской АССР».

После открытия магистрали наступили, наверное, самые активные годы в хозяйстве прилегающих к ней посёлков. Был открыт огромный Юшкозерский леспромхоз, на долгие годы ставший главным работодателем для посёлков Боровой и Юшкозеро; на других станциях подъездные пути отходили к лесопилкам и гранитным карьерам. Через десятилетие от станции Ледмозеро выросла ветка до Костомукши, где вскоре вырос городок при железорудном месторождении. Со станций Юшкозеро, Костомукша и Лендеры ходили прямые вагоны до Петрозаводска. Пик нагрузки на железнодорожные службы пришелся на конец 1980-х годов. Шли составы, гружёные лесоматериалами, нефтепродуктами, продукцией Костомукшского горно-обогатительного комбината, другими грузами, ежедневно ходили два пассажирских поезда. Позднее объёмы перевозок значительно снизились, и железная дорога перестала быть главной транспортной артерией Западной Карелии.

А потом всё закончилось. Страну продали – дорога стала никому не нужна. Сейчас у вас вряд ли получится проехать по ней.

О Кировской железной дороге можно прочитать здесь и здесь

Об Олонецкой железной дороге можно прочитать здесь

Если Вам понравилась статья, поддержите автора – подпишитесь на канал.