Найти тему
Нескучные финансы

Как установить торговую наценку на товар

Торговая наценка — это разница между ценой продажи и закупочной стоимостью товара в розничной торговле. Разберем в статье, как считать торговую наценку, её влияние на прибыль и спрос.

Как не надо устанавливать цены

«Как бы не продешевить, но и клиентов ценами не отпугнуть?» — вечный вопрос, ответ на который — ценовая политика. Компании часто назначают стоимость и розничную торговую наценку одним из следующих способов. На них можно не только недозаработать, но и тотально прогореть.

❌ Ставить цены «по ощущениям». При таком подходе компания не ориентируется на себестоимость и спрос. Она прикидывает цены «на глаз», а потом оказывается, что бизнес работает в убыток из-за того, что не учитывает всех трат.

❌ Подглядывать у конкурентов. Каждый бизнес должен оценивать конкурентов, их ассортимент и цены. Однако ему не стоит ориентироваться на них, особенно в вопросах стоимости товаров. Дьявол кроется в расходах: компании могут продавать одинаковые товары, но их себестоимость будет отличаться. Всё потому, что бизнесы арендуют разные помещения, платят сотрудникам разные зарплаты и заказывают партии разных объемов.

❌ Привязывать цену только к себестоимости. Представим, что компания продаёт трендовые варежки по 500 рублей, а тратит на закупку 350 рублей за пару. Из-за того, что они сейчас на пике популярности, можно поднять розничную торговую наценку и повысить цену в три раза — их всё равно будут покупать. Получается, если компания привязывается только к себестоимости, то может потерять прибыль и недозаработать.

Какой должна быть торговая наценка

Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно учесть внутренние и внешние факторы, которые влияют на компанию. Установить торговую наценку помогут следующие этапы.

1. Выбрать цель. Ценообразование зависит не только от себестоимости товаров и расходов, но и от того, к чему компания стремится. Например, новый бренд выходит на рынок и хочет захватить долю. Компания будет выставлять цены ниже, чем у конкурентов и устаивать акции, чтобы переманить клиентов у старых игроков.

2. Посчитать спрос. Торговая наценка на товары зависит от того, насколько продукт компании востребован на рынке. На этом этапе подключаются отделs маркетинга и продаж. Первый вычисляет целевую аудиторию, её предпочтения, покупательную способность и то, как на спрос повлияют спецпредложения и акции. Второй прогнозирует объемы продаж при разных ценах, минимальной и максимальной торговых наценках.

При минимальной торговой наценке объем продаж выше, но не факт, что компания заработает максимум прибыли
При минимальной торговой наценке объем продаж выше, но не факт, что компания заработает максимум прибыли

3. Посчитать все-все-все траты. Порой компании не зарабатывают прибыль потому, что не учли всех трат при ценообразовании. Например, собственник устанавливает торговую наценку на варежки в 200 рублей. Ему кажется, что это будущая прибыль компании. Однако при подсчёте расходов он не учёл арендную плату и траты на упаковку. Оказалось, что при такой торговой наценке прибыль будет 33 рубля, а не 200.

Торговые наценки в цене товара

После того как компания определила цель, посчитала прогнозируемые объемы продаж и расходы, пора считать точку безубыточности. Этот показатель покажет, сколько товаров, по какой цене и с какой торговой наценкой нужно продать, чтобы сработать хотя бы в ноль.

Классическая точка безубыточности, при которой бизнес перекроет все затраты и ничего не заработает, считается по этой формуле:

-3

Формула расчета цены и торговой наценки, при которой компания сработает в ноль и заработает желаемую прибыль:

-4

Торговая наценка — последнее звено в ценовой политике

Чтобы установить торговую наценку, которая принесет прибыль, нужно определить ценовую политику компании. Иные пути — это как ткнуть пальцем в небо: может, бизнес заработает, может сработает в ноль или уйдет в убыток.