В опыте каждого руководителя был или есть НЕУДОБНЫЙ ПОДЧИНЁННЫЙ. Или же есть коллега, который невероятно раздражает, однако результативность у него - только позавидовать!
Так всё-таки какие они, эти неудобные сотрудники?
- Умные и эрудированные. Энциклопедичность их знаний иной раз просто поражает!
- Имеют своё мнение. Аргументированное и чётко оформленное! Переубедить их можно только рациональными, разумными доводами и доказанными фактами.
- Жестко держат дистанцию с руководством, коллегами и с подчиненными (когда таковые имеются). Они могут прекрасно общаться, быть дружелюбными, могут поддерживать других и бескорыстно помогать, но к себе практически никого близко не допускают.
- Плохо встраиваются в регламентную бюрократизированную систему. Они всегда находят обходные пути! ☺️
- Не могут подчиняться руководителю, которого не уважают ☹️. Им очень важно, чтобы руководитель обладал высоким профессионализмом и этикой. Заставить их что-то делать, давя «авторитетом» или угрожая уволить, невозможно!
- Категорически самостоятельные и ориентированные на результат! Хорошо, когда их цели совпадают с целями компании, тогда результат - просто супер! А вот если у такого сотрудника только свои цели, тогда он скорее всего уйдёт, получив нужный ему опыт.
- Очень креативные! Самые интересные идеи, неожиданные ходы и комбинации, оригинальные решения - их «конёк»!
- Мало обращают внимания на мнение окружающих об их персоне, «поленезависимые». Однако на критику процесса и результата своей работы реагируют жестко (иной раз даже несоразмерно жестко).
В спокойной и размеренной жизни компании, без особых стрессов и потрясений, неудобные сотрудники будут раздражать почти всех. Им и самим быстро станет скучно в таких обстоятельствах. А вот в стартапах, в кризисах и периодах мощных изменений - именно эти сотрудники будут тем «локомотивом», тем «тягачом», который вытащит всю компанию.
При стандартных методах оценки персонала нередки ситуации, когда неудобные сотрудники получают оценку ниже среднего. Именно поэтому вдумчивым руководителям стоит сменить парадигму оценки с «компетенций сотрудника» на «потенциал сотрудника», причём надо сфокусироваться на потенциале неудобного сотрудника для всей команды:
1. Какова результативность работы неудобного сотрудника? (Очень часто можно услышать от руководителя фразу: «Ему можно поручить самое сложное и больше к этому вопросу не возвращаться! Знаю, что всё будет сделано!»
2. Перевешивает ли результат работы этого сотрудника некомфортность общения с ним?
3. Насколько такой сотрудник лоялен к компании? Про лояльность к конкретному руководителю в данном случае можно смело забыть, т.к. у неудобных сотрудников крайне мало авторитетов и в жизни, и в работе.
Если по этим трём вопросам получились в итоге ответы в пользу неудобного сотрудника, значит для него нужно просто подобрать роль и место в командной работе, где он будет давать максимальный результат! Из таких работников получаются прекрасные Генераторы идей, ответственные Критики, системные Завершающие.
Особенностью именно таких неудобных сотрудников является ещё и то, что они могут переключаться между ролями-антагонистами (с Генератора идей в Критика, например) или одновременно сочетать в себе несколько ролей.
И в завершение отмечу: с неудобными сотрудниками невероятно интересно работать! У них можно очень многому научиться - своими знаниями они легко делятся, поскольку не боятся конкуренции! ☺️