Найти тему

КОГДА ПЛАЧУТ «ЦИКАДЫ»: ДВЕ ЭКРАНИЗАЦИИ, ОДИН АВТОР.

Вот мы и подошли, наконец, к финалу цикла по аниме «Когда плачут цикады». Самое время подводить итоги и собрать все имеющиеся факты о новой и старой экранизации воедино. В этом эссе я постараюсь доказать, почему аниме 2020-2021 года, состоящее из двух частей, не хуже старого.

В старой версии ставка была сделана на атмосферу истории и погружение зрителя в болезненную реальность, в которой живут дети. Повествование не было идеальным, но мы полюбили героев и историю.
В старой версии ставка была сделана на атмосферу истории и погружение зрителя в болезненную реальность, в которой живут дети. Повествование не было идеальным, но мы полюбили героев и историю.

Первое, что необходимо держать в голове при сравнении двух экранизаций, это то, между ними была большая разница почти в 15 лет. Сейчас у студий есть намного больше средств для детализированной прорисовки как облика, мимики, жестов и движений персонажей, так и окружения в целом. Конечно, в глобальном смысле красивая рисовка и грамотный монтаж не вытянут аниме без хорошо проработанного сценария и интересных персонажей, но глупо отрицать важность картинки самой по себе. Первый сезон 2006 года и следующие части старых «Цикад», конечно, вполне оправдывает свое качество, так как вышло в середине «нулевых», однако были примеры аниме тех же лет, например, «Тетрадь смерти», где с графикой не просто все хорошо, но на высшем уровне. В Хигурашах всегда на первом плане была сама история, хитросплетения судьбы и борьба героев против злого рока. Поэтому в рамках именно такого сюжета качество картинки не самое важное, но оно тоже имеет значение. Сейчас же и вовсе в разных подборках и анализ на ютуб-каналах графика выступает одним из основных критериев успешности тайтла. Именно, беря за основу современные аниме, поднимают вопрос качества рисовки в прошлые десятилетия и в нынешнее время, тем, кому от 14 до 25 лет этот момент очень важен. Для меня же он не критичен, так как я сажусь за просмотр интересной истории и желание понять, что хочет донести автор, прежде всего.

И первого пункта логически вытекает второй – связность повествования и наличие/отсутствие сюжетных дыр. Так как новая версия могла опереться на огромный массив, состоящий из старого аниме, игрового фильма, визуальной новеллы, материалов, поясняющих авторский замысел (датабуки), радиопостановок, манги нескольких авторов, а также множество фанатских теорий и критических разборов, ясное дело, что аниме 2020-2021 годов просто не могло не воспользоваться всеми этими преимуществами. Из всего массива данных, развивающих основную идею Рюкиси07, получилось создать зрелищную убедительную логически связную внутри себя и грамотно использующую лор старой версии историю.

Уже на постере новой экранизации зритель может понять, что история "Цикад" выйдет не только за пределы Хинамидзавы, но и за пределы Земли. Не просто так в названии первой части новой версии есть слово "Карма": этим подчёркивается, что всё  происходящее имеет сверхчеловеческую природу, хотя завязано на повторении грехов простых смертных.
Уже на постере новой экранизации зритель может понять, что история "Цикад" выйдет не только за пределы Хинамидзавы, но и за пределы Земли. Не просто так в названии первой части новой версии есть слово "Карма": этим подчёркивается, что всё происходящее имеет сверхчеловеческую природу, хотя завязано на повторении грехов простых смертных.

«Когда плачут цикады. Карма» и «Когда плачут цикады. Выпускной» смотреть удобно за счет хорошей сценарной работы и приятно за счет космического замаха создателей и хорошо поданной морали. Те, кто смотрел, любит и хорошо помнит оригинал, делятся на два противоположных лагеря. С одной стороны, старая версия, к которой привыкло их сознание, всегда будет казаться лучше, чем «Цикады» нового поколения. С другой же стороны те, кто не привязан изначально к визуальной новелле, с которой все началось, и не захвачены культом аниме «нулевых», способны признать очевидные плюсы новой версии.

Хотя в новой версии есть свои неточности и неясные моменты в устройстве вселенной, история выглядит цельной, выверенной и поступки всех героев выглядят обосновано. Новые «Цикады» могут себе позволить не жертвовать ни картинкой, ни сюжетной логикой. И для тех, кто помнит арки аниме 2006 г., знает все реперные точки, увидит в новых «Цикадах» не только переосмысление, но и продолжение оригинальной идеи. То, что над старой и новой версией работали не только сам Рюкиси07, но и та же команда сейю, говорит о том, что это именно что новый поворот в развитии мыслей автора, но всё та же оригинальная история. То, что для нас кажется неуместным, неоправданным и портящим дух той самой истории, для самого мастера может быть как раз возможностью, наконец, сказать все, что он хотел раньше, но не мог, по разным причинам. Надо всегда исходить из того, что личность и воображение автора имеют независимую природу со своими закономерностями. И ему виднее, как построить сюжет.

-3

На самом деле такова суть многих ремейков-переосмыслений культовых тайтлов, которые мы или наши старшие товарищи посмотрели на заре аниме-вещания. «Путешествие Кино», «Король шаманов», «Сейлор-Мун» нового поколения выглядят более продуманными и качественно сделанные, нежели их старые версии, выходившие в 1990-е годы и 2000-е. Создатели убрали все лишние, поработали над качеством основного сюжета, который сохранился и был даже улучшен. Но во время просмотра старых аниме мы могли додумывать и погружаться в законы вселенной, так как необходимо было как-то заполнять сюжетные дыра и отсутствие информации. Старые аниме в каком-то смысле похожи на хорошо подготовленный черновик или эскиз будущего полотна, а новые версии выглядят как оригинальные идеи авторские высказывания, которые довели до ума при наличии всех необходимых средств.​