Кто еще может объединиться и превратить официальную торжественную церемонию в задушевный вечер у костра? Конечно, бойцы студотрядов! Правда, ветки и дрова в здании правительства Ленинградской области не трещали, но праздник все равно получился искрящимся и светлым. Еще бы, региональное отделение студенческих отрядов отметило пятилетний юбилей!
Поздравляя бойцов от имени губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, вице-губернатор по внутренней политике Анна Данилюк подчеркнула, что все эти годы ребята бережно хранят легендарные традиции отечественного движения студенческих отрядов. Своим трудом содействуют воплощению в жизнь важнейших общественных проектов и уверенно берутся за самые непростые начинания.
По словам руководителя студенческих отрядов Ленинградской области Елизаветы Орловой, сейчас в регионе работают 4 педагогических отряда: сельскохозяйственный, сервисный, спасательный, строительный и 1‑й трудовой отряд подростков. В целом более 200 человек. Популярность педагогического направления объясняется просто: в команде регионального штаба студотрядов многие по профильному образованию педагоги, поэтому больше тянет к этой стезе.
Как заявила Елизавета Орлова, работодатели отмечают результативность работы ленинградских педотрядов. Например, студенты ежегодно закрывают потребность в вожатых центра «Молодежный», где отдыхают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, администрация центра довольна вожатской работой бойцов. Результативность отрядной трудовой деятельности оценивается и внутри самого движения. По итогам года лучшему студотряду вручается знамя. При этом учитывается много показателей, в том числе волонтерская деятельность, организация мероприятий, дисциплина и т. д.
В этом году лидерами стали бойцы студенческого педагогического отряда «Сияние». Как признался командир СПО «Сияние», студент Волховского филиала РГПУ имени А.И.Герцена Ярослав Беркутов, отряду всего два года, но все это время ребята мечтали о такой награде. Она невероятно вдохновляет и окрыляет.
Вообще отрядная жизнь, убежден Ярослав, расширяет границы сознания. Ты начинаешь понимать, что можешь намного больше и лучше это не откладывать, а делать здесь и сейчас. Все так меняется, что ты, только пришедший в отряд, и ты через год отрядной жизни – это разные люди. Как считает Беркутов, он стал лучше понимать других, ему стало проще находить общий язык не только с бойцами, но и в целом с окружающими людьми. Кроме того, работа в педотряде помогает общению с детьми.
– Этим летом мы взаимодействовали в центре «Молодежный» с особой категорией ребят и старались создать им комфортную атмосферу, – поясняет командир СПО «Сияние». – Все объясняли, много играли, вовлекали детей в интересные проекты. Что любопытно, мы увидели, что и нам есть чему поучиться у ребят. Как будущим педагогам нам этот багаж знаний необходим. А ребятам нравятся наш задор, желание и готовность помогать. Многие из них подходят в течение смены и спрашивают, как стать бойцом педотряда. Мы таких детей поддерживаем, гордимся ими.
Рядом с молодыми педагогическими отрядами Ленинградской области бок о бок работают и ветераны студенческого трудового движения. К примеру, педагогическому отряду «ИнКор» РГПУ имени А.И.Герцена уже 26 лет, и бойцы объединения часто выступают в роли наставников. По словам руководителя пресс-центра СПО «ИнКор», студента Института педагогики РГПУ имени А.И.Герцена Романа Куповых, самое важное в студотрядах – это атмосфера взаимопонимания и любви.
– Отряд формирует дружбу. Такого нет в учебной группе, – уверен Роман. – В учебной группе ты должен учиться, это твоя обязанность, а в отряд ты приходишь, потому что сам этого хочешь. Никто тебя не держит и не заставляет. Из-за того что в отряде группа сформирована по обоюдному желанию всех участников, мы становимся практически семьей. Особенно это было заметно, когда выезжали на смены в ковидные времена. Ты закрыт на территории и не можешь уйти на выходной, поэтому проводишь все время с ребятами. Это здорово объединяет и сближает. И иногда такое общение значит даже больше, чем беседы с родной семьей. Я бы сказал, что студотряд – это время открытий, когда у тебя много знакомств, которые дают массу возможностей как для самореализации, так и для получения новых знаний. Я, например, научился не только продуктивно коммуницировать, но и получил навыки вожатого, компетенции организатора. Мы проводим как для наших бойцов, так и для учеников старших классов школу вожатского мастерства и школу организаторского мастерства, то есть выступаем наставниками, то, что узнаем сами, сразу стараемся передавать другим.
Кроме того, работа в детских лагерях, участие в фестивалях и проектах показали, какой возраст детей мне ближе, с каким возрастом мне интереснее работать. Это старшие ребята, а также сами вожатые. Сейчас я работаю уже не в детском отряде, а в администрации лагеря.
Нужно заметить, что сложностей в коммуникации бойцы студотрядов не испытывают не только с детьми, но и с администрацией детских оздоровительных лагерей. Как правило, у большинства директоров ДОЛ положительное мнение о работе студентов. Как поясняет Роман Куповых, многие руководители лагерей зовут именно студотрядовцев, потому что понимают, что это сложившийся коллектив, где люди могут друг другу доверять. К тому же есть рейтинги студотрядов, история каждого объединения, так что при желании всегда можно найти информацию о тех, кто приедет работать с детьми.
– Мы в основном трудимся в ДОЛ «Зеленый Бор», но нас активно зовут в ДОЛ «Зеркальный», ДОЛ «Восход», – говорит Роман Куповых. – Потому что уже знают, что на нас можно положиться. И мы, к слову, тоже всегда проверяем, что за лагерь, что за администрация, чтобы минимизировать риски конфликтов, перегрузку студентов и т. д. Мы дорожим своей репутацией, поэтому работаем качественно и добросовестно. И так поступает подавляющее большинство студотрядов!
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ленинградская область, фото автора
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».