Это первая научная реконструкция, основанная на КТ настоящего черепа правителя
Фараон из XIX династии правил в 1279–1213 годах до нашей эры. Он считается одним из самых могущественных правителей Древнего Египта, одним из двух фараонов, прославившихся военной победой (в битве при Кадеше).
Рамсес Великий правил 67 лет. Считается, что за время своего правления он построил больше храмов и имел больше наследников, чем любой другой фараон. Но как он на самом деле выглядел, никто не знает. Точнее, не знал до недавних пор.
Впервые за 3200 лет лицо фараона можно увидеть благодаря научной реконструкции. Это результат совместной работы ученых из Египта и Великобритании — они восстановили внешность Рамсеса II с помощью 3D-модели его черепа.
«Мы использовали томографическую модель черепа, — рассказывает Кэролайн Уилкинсон, директор лаборатории лица в Ливерпульском университете Джона Мура. — И далее восстановили лицо с помощью специальной компьютерной программы».
Изначально у ученых получилось лицо 90-летнего мужчины — Рамзес умер в глубокой старости. А затем им удалось, также с помощью компьютерных технологий, «омолодить» фараона и показать, как бы правитель выглядел в сорок лет.
«У нас получилось лицо очень красивого египтянина с чертами лица, характерными для Рамзеса II, — говорит сотрудница Каирского университета Сахар Салим. — Ярко выраженный нос, мощная челюсть. Мы ориентировались в том числе и по лицу мумии».
Читайте также
По мнению профессора Салим, процесс реконструкции внешности помогает «очеловечить» мумии. Но процесс очень сложен, в том числе потому что один только череп не может раскрыть все детали внешности человека. Придать лицу форму — это лишь полдела.
«Самое сложное — это то, что происходит после формы, — объясняет Кэролайн Уилкинсон. — Нужно узнать цвет кожи, волос, глаз, наличие морщин, родимых пятен. Здесь нам очень помогла команда из Каирского университета».
На данный момент это единственная научная реконструкция лица Рамзеса II, основанная на компьютерной томографии его настоящей мумии. Все предыдущие попытки исследователи считают ненаучными и в большей степени художественными.