Фильм «Однажды в Стокгольме» (2018) посвящен проблеме осознания «стокгольмского синдрома», названного так по итогам криминальных событий, случившихся летом 1973 года в шведской столице.
Предложенная кинолента основана на данном парадоксальном происшествии вопиюще криминального характера. Уже тогда многие отмечали, что захват заложников в банке и попытка их освободить, превратились в некий фарс, достигший своего апогея, когда захваченные оказались на стороне налетчиков и в итоге даже собирали им деньги на хороших адвокатов.
Если посмотреть на мировую киноклассику, то мотив «стокгольмского синдрома» можно обнаружить, где угодно: в истории про Кинг-Конга, в неовестерне Кевина Костнера «Танцующий с волками», в поведении персонажа Тома Круза в «Последнем самурае» и т.д.
Однако именно в указанном эпизоде возникает оправданное подозрение, что создавалось нечто среднее между «Клубничкой в супермаркете» с Бранкой Катич и «Собачьим полднем» с Аль Пачино. В любом случае облаченный в техасскую куртку и стестсон и вооруженный автоматом тип, что врывается в банк, весьма растерян.
Его потерянность явлена уже предшествующими сценами: на яхте он репетирует, как его зовут, и при входе в банк услужливо открывает дверь перед пожилой леди. Чтобы скрыть свою полную дезориентированность, он водружает на стойку радиоприемник, который вещает песни Боба Дилана.
Он ещё боится предположить, что уже с первых минут всё пошло не так, как планировалось. А потому предпочитает себя вести подобно персонажу Стива МакКуина. Налетчик явно впечатлен его фильмами. Он сам упоминает «Побег» и «Детектива Буллита». Последний наши переводчики ошибочно перевели как «Пуля». Однако рычащий «мустанг», как одно из требований, не оставляет никаких сомнений.
Всё дальнейшее, включая требование освободить приятеля-бандита, превращается в настоящую комедию. Нелепость происходящего вызывает изумление у всех подряд: у полицейских, у извлеченного из камеры грабителя, у журналистов, у сотрудников банка.
Эмоциональный фон и некоторые из пассажей позволяют сравнить «Однажды в Стокгольме» с «Гаражом» Эльдара Рязанова. В обоих случаях использована тема: будем здесь сидеть, пока не договоримся. Что подано на фоне некого общественного кризиса.
Шведские проблемы обозначены лишь намеками. В основном через семейные неурядицы одной из заложниц, которую сыграла Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона»). По этой причине в критический момент Бьянка вдруг начинает рассказывать мужу, как приготовить селедку. Чем пробуждает неподдельное удивление всех присутствующих: она вообще о чём?!!!
Одним словом, триллера не получилось, хотя, видимо, такой задачи и не было. Вышла весьма непринужденная комедия, которая весело рассказывает о трагичном. Хотя говорят, что «стокгольмский синдром» как рукой снимает, когда действительно гибнут люди. Так что это издержки либерального социума, пресыщенного десятилетиями размеренной сытой жизни.