Найти тему
НУАР-NOIR

Если бы рязановской «Гараж» был криминальной кинокартиной

-2

Фильм «Однажды в Стокгольме» (2018) посвящен проблеме осознания «стокгольмского синдрома», названного так по итогам криминальных событий, случившихся летом 1973 года в шведской столице.

Предложенная кинолента основана на данном парадоксальном происшествии вопиюще криминального характера. Уже тогда многие отмечали, что захват заложников в банке и попытка их освободить, превратились в некий фарс, достигший своего апогея, когда захваченные оказались на стороне налетчиков и в итоге даже собирали им деньги на хороших адвокатов.

Если посмотреть на мировую киноклассику, то мотив «стокгольмского синдрома» можно обнаружить, где угодно: в истории про Кинг-Конга, в неовестерне Кевина Костнера «Танцующий с волками», в поведении персонажа Тома Круза в «Последнем самурае» и т.д.

Однако именно в указанном эпизоде возникает оправданное подозрение, что создавалось нечто среднее между «Клубничкой в супермаркете» с Бранкой Катич и «Собачьим полднем» с Аль Пачино. В любом случае облаченный в техасскую куртку и стестсон и вооруженный автоматом тип, что врывается в банк, весьма растерян.

Его потерянность явлена уже предшествующими сценами: на яхте он репетирует, как его зовут, и при входе в банк услужливо открывает дверь перед пожилой леди. Чтобы скрыть свою полную дезориентированность, он водружает на стойку радиоприемник, который вещает песни Боба Дилана.

Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)
Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)

Он ещё боится предположить, что уже с первых минут всё пошло не так, как планировалось. А потому предпочитает себя вести подобно персонажу Стива МакКуина. Налетчик явно впечатлен его фильмами. Он сам упоминает «Побег» и «Детектива Буллита». Последний наши переводчики ошибочно перевели как «Пуля». Однако рычащий «мустанг», как одно из требований, не оставляет никаких сомнений.

Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)
Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)

Всё дальнейшее, включая требование освободить приятеля-бандита, превращается в настоящую комедию. Нелепость происходящего вызывает изумление у всех подряд: у полицейских, у извлеченного из камеры грабителя, у журналистов, у сотрудников банка.

Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)
Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)

Эмоциональный фон и некоторые из пассажей позволяют сравнить «Однажды в Стокгольме» с «Гаражом» Эльдара Рязанова. В обоих случаях использована тема: будем здесь сидеть, пока не договоримся. Что подано на фоне некого общественного кризиса.

Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)
Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)

Шведские проблемы обозначены лишь намеками. В основном через семейные неурядицы одной из заложниц, которую сыграла Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона»). По этой причине в критический момент Бьянка вдруг начинает рассказывать мужу, как приготовить селедку. Чем пробуждает неподдельное удивление всех присутствующих: она вообще о чём?!!!

Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)
Кадр из фильма «Стокгольмский синдром» (2018)

Одним словом, триллера не получилось, хотя, видимо, такой задачи и не было. Вышла весьма непринужденная комедия, которая весело рассказывает о трагичном. Хотя говорят, что «стокгольмский синдром» как рукой снимает, когда действительно гибнут люди. Так что это издержки либерального социума, пресыщенного десятилетиями размеренной сытой жизни.