Найти тему

Флоренция. Дом, где жил Достоевский. Базилика Санта-Кроче

Продолжение. Начало тут
…А ещё русским во Флоренции показывают дом, где жил великий писатель XIX века по фамилии Достоевский (может, и представителям других наций тоже показывают, ведь Достоевский – мировая величина; однако показывают ли на самом деле его европейцам и «разным прочим шведам», мне неведомо).

Перед этим домом супруга «поймала» меня. Впрочем, я кажется, и не сопротивлялся. Разве что меня слегка перекособочило (в противоположную от рюкзака сторону).

Этот дом находится недалеко… вернее, даже совсем рядом с дворцом Питти, потому в садах Боболи чета Достоевских, пребывая во Флоренции, часто гуляла.

В эти же сады почти через сто пятьдесят лет после Достоевских заглядывали и мы с супругой, но сады, как я уже писал в предыдущей части своих заметок/зарисовок о путешествии, мне не особо запомнились – какой-то дымкой. Туманом. Размыто. Расплывчато.

…Но заглядывали туда точно – это помню.

***

…Во второй раз приехав во Флоренцию в 1868 году, Достоевский жил в этом доме несколько месяцев. Именно во Флоренции (и, соответственно, в этом жилище) писатель закончил свой роман «Идиот». Так сказать, поставил жирную финальную точку в очередном шедевре. Кстати, кто читал? Вернее, так: кто осилил?

Жить тут, по собственным словам писателя (разумеется, изложенным в письме, а не сказанным кому-то устно; письмо было адресовано литератору Николаю Страхову, с которым он в первый раз приезжал во Флоренцию) – в общем, жить тут было намного дешевле, чем в Петербурге.

И ещё жена Достоевского вынашивала здесь их совместный плод (напомню, что во Флоренции мы тоже были с женой, но мои дети в тому времени были уже относительно взрослыми, а новых плодов мы с благоверной не затевали/не замышляли).

Зимой Достоевский с женой тут мёрзли, как «мыши в подполье» (вот холода мы во Флоренции вовсе не познали – были там в тёплое время года). Откуда великий писатель мог знать, как мёрзнут «в подполье» мыши да и мёрзнут ли они вообще – бог весть. Может, они сами ему об этом рассказали. А может… У писателей мышление образное: соврут – недорого возьмут.

***

Церковь/базилика Санта-Кроче тоже находится в центре города (да тут вся старина, куда ни плюнь, в центре – города-то прежде были с гулькин нос).

Говорят/пишут, что Санта-Кроче – это самый большой францисканский храм в мире. Внутри есть какие-то суперкрасивые фрески и витражи XIV-XV веков, станковая живопись XIII-XVI веков, скульптуры XV-XIX веков и гробницы знаменитостей разных эпох/столетий: архитекторов, скульпторов, поэтов, писателей, композиторов и даже политиков.

К примеру, тут похоронен Микеланджело Буонарроти. Кто не слышал о великом Микеланджело, даже если не знает, что он сотворил/натворил в своей жизни! Здесь же прах Галилео Галилея и Никколо Макиавели. Михаил Огинский – и этот тут. Хотя, казалось, бы, он-то при чём? Каким боком во Флоренции оказался, да ещё в таком почётном месте?

Помните полонез, который все так и зовут – полонез Огинского («Прощание с Родиной»)? Возможно, самый известный полонез не только у нас, но и в мире. Считается, что Огинский написал его, когда польское восстание против царя/имперской России под предводительством Костюшко было уже подавлено, а он как его участник отправлялся в эмиграцию (потом, кстати, в Россию вернулся, стал в империи сенатором, вдоволь посенаторствовал, а затем снова уехал за кордон и умер… вот во Флоренции Огинский и почил в бозе/ушёл на радугу/отбросил копыта – тут кому как нравится).

Что касается Данте Алигьери, то похоронен он, конечно, в Равенне, но в Санта-Кроче находится его кенотаф. То бишь Данте как будто и тут тоже покоится. Хотя бы виртуально.

…И около Санта-Кроче супруга меня запечатлела. Тут я перекинул рюкзак на другое плечо – может, поэтому меня и не перекособочило?

-2

Окончание следует