Александра Бойкова и Дмитрий Козловский победили в соревнованиях спортивных пар на чемпионате России по фигурному катанию в Красноярске. Они всего на 0,51 балла обошли бронзовых призёров Олимпиады Анастасию Мишину и Александра Галлямова. Не менее упорной получилась борьба за третье место. Ясмина Кадырова и Виталий Колесов совсем немного уступили Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову.
По итогам финала спортивных пар рыдали все. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский — от счастья: чемпионами России они были лишь однажды, в 2019-м, а в последующих двух сезонах оставались вторыми. Настя Мишина плакала из-за своей ошибки в прыжке — именно это помешало чемпионам мира победить в третий раз подряд. Ясмина Кадырова с Виталием Колесовым оплакивали честно завоёванное, но ушедшее от них третье место. Словом, драма налицо. Просто хеппи-энд в ней был только один.
Наиболее высокий результат из четырёх пар первой разминки показали Елизавета Осокина и Артём Грицаенко. В своё время Лиза запомнилась как очень необычная и перспективная одиночница, но её тогдашний тренер Елена Буянова решила не держать в одиночном катании спортсменку, которая имеет выраженную тенденцию к тому, чтобы вырасти, и убедила Осокину попробовать себя в парном катании.
Разумеется, это был определённый риск. Поставить в пару двух даже самых талантливых одиночников — не залог успеха, поскольку парное катание — это не только сложно, но и страшно. Можно к тому же преодолеть все сложности скатывания, а потом запоздало понять: тебе не подходит партнёр.
У Осокиной примерно так всё и происходило. Сначала она работала с Андреем Рудем, затем — Владислав Антонышев, но только с Грицаенко стало понятно: эта пара способна на довольно высокий результат.
Почему столько внимания к дуэту, который пока ещё не претендует на серьёзные позиции? Просто, за исключением первой четвёрки сильнейших, остальные преимущественно выступают в том же статусе, что и Осокина с Грицаенко. И всем им нужно время, чтобы обратить на себя внимание.
Когда канадцы Меган Дюамель и Эрик Редфорд впервые стали чемпионами мира, их тренер Ришар Готье заметил: паре нужно примерно три года для скатывания. И фигуристам, условно говоря, нет нужды поворачивать голову в сторону партнёра, чтобы понять, где он находится.
Именно так было в своё время с Жами Сале и Давидом Пеллетье, которые тоже катались у Готье, а в 2002-м стали олимпийскими чемпионами, разделив подиум с Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе. По мнению тренера, когда начинаешь работать с парой, первый год обычно уходит на осознание того, способны ли люди кататься вместе. На второй уже можно заниматься сложными перестроениями, парными элементами. А вот на третий идёт уже по-настоящему творческая работа. Наставник уже заранее знает, как быстро спортсмены сумеют сделать предложенное. Понятна их реакция на замечания и поведение на соревнованиях.
«Работать с парой на постоянной основе очень интересно, но это нечеловеческий труд. Нужно не только научить людей технике, чтобы они не поубивали друг друга на льду, но и постоянно развивать в них способность общаться между собой. Работая с парой, ты, по сути, учишь людей жизни. Тому, как нужно разговаривать, выражать свои мысли и желания, не обижая при этом партнёра. Можно ляпнуть: «Ты неправильно меня бросаешь» — и нарваться на скандал, а можно просто сказать: «Знаешь, мне не очень удобно приземляться, когда ты бросаешь меня таким образом», — подытожил Готье тот давний наш с ним разговор.
Все без исключения участники чемпионата России уже успели в этом сезоне покататься на этапах российского Гран-при. Причём многие выступали не только во взрослом, но параллельно и в юниорском разряде, набирая соревновательный опыт.
По итогам всей серии приблизительно сложился возможный сценарий чемпионата страны с тремя сильнейшими дуэтами, два из которых стали медалистами Олимпиады-2022, и Наталья Хабибуллина — Илья Княжук в роли первых догоняющих. Всё-таки именно этот дуэт опередил на дебютном этапе вице-чемпионов Игр Евгению Тарасову и Владимира Морозова.
Короткая программа распорядилась совсем иначе. Хабибуллина и Княжук, имея наиболее высокую базовую сложность программы, приехали шестыми, пропустив вперёд питерскую пару Ясмину Кадырову и Виталия Колесова, а также пермяков Екатерину Чикмарёву и Матвея Янченкова.
Двукратный олимпийский чемпион в парном катании Артур Дмитриев отметил, рассуждая о не слишком удачном выступлении своей пары, Виктории Васильевой и Романа Запорожца, что короткая программа довольно легко даётся фигуристам с большим опытом, но становится страшным испытанием для дебютантов. Слишком велики ответственность и страх потерпеть неудачу.
По утверждению Дмитриева, национальное первенство — это всегда совершенно особенный старт.
«Свой первый чемпионат страны, который проходил в Вильнюсе, я помню до сих пор. Я катался ещё не с Наташей Мишкутёнок, а с Викой Троицкой, и мы заняли 11-е место. Причём сам прокат мне не очень запомнился. Что-то мы срывали, хотя не критично, но в памяти застряло ощущение страха. Всегда ведь говорят: чемпионат страны — самый сложный и ответственный старт в сезоне. И именно поэтому он особенный. Когда всё это постоянно слышишь со всех сторон, невозможно не поддаться сомнениям», — пояснил экс-фигурист.
Утверждать, что в произвольной программе участникам первых двух разминок было полегче, я бы не стала. Хабибуллина и Княжук грязновато выполнили сложнейший каскад из тройного лутца и двух двойных акселей (Наташа коснулась рукой льда), следом партнёрша упала с тройного риттбергера. В целом спортсмены откатались непривычно тяжело и скованно.
Чикмарёва и Янченков начали легко и очень качественно, но во второй половине программы сорвали поддержку, а кроме этого, ещё и совместно упали. Эти ошибки не помешали подопечным Павла Слюсаренко возглавить протокол, опередив Хабибуллину и Княжука на 1,91 балла. Однако все, кто катался во второй разминке, оказались выше лидеров первой.
Но по-настоящему чемпионат России начался, конечно же, с сильнейшей группы, где три питерские пары Тамары Москвиной и Артура Минчука противостояли московской — Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову.
Эта четвёрка вполне могла бы украсить сильнейшую группу любого мирового первенства. Если бы Кадырова и Колесов выполнили всю программу так, как справились с первой половиной, они даже вполне могли бы потеснить кого-то из корифеев на пьедестале. Но случилась досаднейшая ошибка: обычно устойчивая Ясмина не справилась с приземлением второго выброса-риттбергера. На этом пара потеряла минимум 2,5 балла от базовой стоимости элемента и получила штраф за падение.
Гораздо более неприятная неудача постигла вице-чемпионов Игр-2022. То, что Тарасова не слишком в ладу с тройными прыжками, прослеживалось ещё на разминке, но нередко случается: огрехи перед выступлением, наоборот, подстёгивают спортсменов, помогают сконцентрироваться. На этот раз получилось иначе. Женя сдвоила сальхов, затем — тулуп в каскаде (там ошибся и Владимир), приземлилась в степ-аут после выброса.
Спасательный круг паре всё же кинули. Благодаря судейским оценкам Тарасова и Морозов опередили Кадырову и Колесова на 0,6 балла, и не стоит задаваться вопросом «Почему?». Подозреваю, ответа не нашлось бы ни у кого из сидящих в зале.
Рассуждая перед финалом о шансах сильнейших, Дмитриев склонялся в пользу Анастасии Мишиной и Александра Галлямова.
«Они катаются очень точно, уверенно, делают все элементы, не сомневаясь в себе. Хотя из того, что я видел в тренировках, Бойкова и Козловский находятся в очень хорошей форме», — пояснил специалист.
Неудача олимпийского сезона, в котором Бойкова и Козловский остались без медали, сильно подстегнула фигуристов. Они усложнили программу, а главное, перестали искать причины собственных неудач извне. По мнению Дмитриева, пара способна усложниться ещё больше, причём не только за счёт четверных выбросов и подкрутки, но и благодаря более сложным прыжкам.
Собственно, один из таких элементов — тройной риттбергер — Бойкова и Козловский показали в короткой программе и выполнили его на хорошие плюсы. Финальный прокат в Красноярске паре удался как нельзя лучше. Была небольшая помарка в каскаде и на приземлении партнёрши с выброса, но это ничуть не испортило программу.
Трудно сказать, что пошатнуло уверенность Мишиной и Галлямова, но привычной надёжности катания на этот раз не было. Каскад с сальховом — такой же, как у Бойковой и Козловского, — судьи заминусовали сильнее, остальные элементы в целом получились очень качественными, но осторожность в движениях несколько диссонировала с хитом Элвиса Пресли.
По технике Настя с Александром уступили соперникам чуть более двух баллов, а вторая оценка хоть и оказалась более высокой, но её было недостаточно для сохранения первого места. Однако борьба получилась красивой: разница между золотом и серебром составила всего 0,51.
При этом, по словам Козловского, удача оказалась на стороне пары, поскольку на прокат программы мог повлиять случай.
«Мы стали не только двукратными чемпионами России, но и двукратными чемпионами Красноярска — свою первую победу тоже одержали здесь. На самом деле нам очень повезло. На утренней тренировке после одинарного сальхова у меня вылетел крючок из ботинка. И это реально можно назвать везением. Был бы я полегче, ботинок, возможно, мог выдержать тренировку. Но тогда крючок вылетел бы в соревновательном прокате. Так что мы просто ухватили удачу за хвост», — заявил спортсмен.