Медленно, но верно Донбасс интегрируется в Российскую Федерацию и одним из локомотивов слияния безусловно является бизнес. О том, как работает бизнес ДНР, чего тут следует ожидать бизнесмену российскому, о ценах и зарплатах в регионе, а также насущных проблемах изданию Украина.ру рассказал один из отцов-основателей рекламного рынка ДНР Роман Головин.
Медленно, но верно Донбасс интегрируется в Российскую Федерацию и одним из локомотивов слияния безусловно является бизнес. О том, как работает бизнес ДНР, чего тут следует ожидать бизнесмену российскому, о ценах и зарплатах в регионе, а также насущных проблемах изданию Украина.ру рассказал один из отцов-основателей рекламного рынка ДНР Роман Головин.
- Роман Николаевич, в ДНР вас знают многие, если не все, но российскому читателю вы едва ли знакомы. Расскажите, пожалуйста, в двух словах о себе.
- Долгое время меня ассоциировали с рекламой. По сути дела, я был одним из тех, кто строил рекламный рынок ДНР и очень сильно повлиял на него. Да и сейчас все еще регулярно воздействую в роли эксперта (смеется), но с некоторых пор отошел от рекламы. Возможно, что временно. Сейчас, помимо всего прочего, помогаю друзьям с проектом транспортно-экспедиционной компании, пытаемся выстроить некий аналог СДЭК, ПЭК в новых регионах.
- Зачем сегодня создавать бизнес в Донецке?
- Если мы говорим о рисках, то бизнес, пожалуй, тут и сейчас создавать не следует. Зачем это делаем мы? Не знаю. Мы просто работаем.
В плане рисков – да, опасно. С другой стороны, в Донецке перед малым и средним бизнесом сегодня открываются широчайшие возможности. Рынок ведь пустой, а розничных денег здесь много. Сюда ведь приезжают люди на восстановление освобожденных территорий, которые прилично зарабатывают. Плюс – российские специалисты получают хорошие командировочные и компенсации за жилье. Военным, опять же, стали неплохо платить. Так или иначе все эти деньги оседают в городе, а потому рынок малого и среднего бизнеса есть куда раздвигать.
Это может быть все, что угодно. Начиная с такси и заканчивая каким-то небольшим производством. Не берусь назвать сферу, в которой сегодня наблюдалась бы какая-то серьезная конкуренция. Утрирую, но поставьте в центре города лоток и торгуйте с него ржавыми гвоздями. Они тоже будут продаваться.
- Если всюду нет конкуренции, то почему же именно доставка?
- Доставка – лишь один из проектов, которыми я занимаюсь. После многих лет работы в государственном рекламном агентстве, мне очень близка реклама. Есть идеи и на эту тему. Что же до транспорта, то в регионе большой спрос на доставку из интернет-магазинов, которые у нас пока не открылись и не откроются в ближайшее время.
Есть и спрос на перевозки для малого и среднего бизнеса. Обычно – от пяти до сорока килограммов. Есть, к примеру, у человека небольшой бизнес, для которого тот заказывает у поставщика материалы, инструменты, запчасти. Полноценный транспорт для этого заказывать и хлопотно, и дорого. Вот мы и взялись организовать небольшую транспортную компанию, которая закроет потребности, грубо говоря, на плече от Ростова и по освобожденные территории – доставка, складская обработка и так далее. Это Донецкая, Луганская и Запорожская области.
Учимся конечно пока еще, регулярно велосипед изобретаем.
- Откуда взялся этот спрос?
- Ассортимент наших магазинов, весьма скуден, если сравнивать с Россией. И цены гораздо выше, чем в целом по России.
- Цены заметно подскочили после включения ДНР и ЛНР в состав Российской Федерации. Почему?
- Это легко объяснить: исчезла дельта возмещения НДС. То есть все товары стали заходить к нам с НДС, а это плюс 20% к цене. На практике же пусть не на 20%, но все действительно подорожало.
К тому же потребительский рынок в Донецке сильно перегрет. Хотите пример? В структуру, где я работал ранее, входит сувенирный магазин. Так вот в сравнении с прошлым годом, оборот магазина, торгующего сувенирной айдентикой, увеличился раз эдак в пять. Притом, что товар и своеобразный, и недешевый. На последние деньги такое не покупают. Такое берут на свободные. И это о чем-то говорит.
Рынок справляется, а потому все продается дороже. Я это сугубо с рыночными механизмами связываю.
- Объясните насчет НДС, а то даже многие дончане об этом не слышали.
- До того, как нас приняли в состав России, крупный товар заезжал в республику так, будто это Украина. С точки зрения российского поставщика, он поставлял на Украину, а не в ДНР. А государство возмещало ему НДС как экспортеру. Эти деньги, как правило, шли на компенсацию транспортных затрат, таможенных платежей и прочего с этим связанного. Теперь – возмещения НДС нет. Справедливо сказать, что теперь и растаможки нет – но это не паритетная компенсация. А сейчас мы в едином пространстве.
- Но цены в итоге сравняются с российскими?
- Если мы говорим об НДС, то это навсегда. Сейчас, правда, государство разрешило до конца года работать по старым контрактам, но многие хитрые деятели все равно накрутили цены. Тем не менее, до конца года они имеют возможность получить возмещение, и они его получат. На ценах, правда, это не скажется.
В целом же цены сравняются, но лишь после того, как в республики зайдут крупные федеральные игроки. Вот тогда местным придется конкурировать с ними за кошелек покупателя. А пока местный ритейл работает с очень приятной маржой и ругать их, если честно, я за это не готов. Это ведь рынок.
С другой стороны, если бы товар не продавался, то многие снизили бы цены. Но сегодня народ выгребает все подчистую. Проезжал сейчас мимо торгового центра – парковки забиты.
- И когда же зайдут эти крупные игроки?
- Пока их даже на горизонте не видно. Беседовал с менеджерами "Wildberries", "СДЭК", "Озон", "Lamoda" и все они прямо говорят, что заходить не планируют. И это понятно. Во-первых, сейчас здесь элементарно опасно. Во-вторых, все они так или иначе соприкасаются с заграницей и побаиваются санкций.
Не говоря уж о том, что руководство многих федеральных сетей – откровенные либералы, которые не поддерживают СВО и считают Донбасс причиной всех своих бед. Личный фактор тоже нельзя исключать.
- Как включение Донбасса в состав России отразилось на местном бизнесе?
- За семь лет работы с российским рынком довелось сталкиваться с разными неприятностями, но мы умудрялись их обойти и продолжали работать. Многое было, но чего-то вопиющего сейчас и не вспомню.
Главный плюс теперь – проще вывозить продукцию. Таможни ведь нет. Оформил документы должным образом, нашел сбыт – вывози, торгуй. Нет больше каких-то жутких бюрократических проволочек с вывозом товара. Еще раз отмечу – я про малый и средний бизнес.
Дальше – упростились поставки. Даже крохотный бизнес может позволить себе мелкие закупки в России. Раньше внешнеэкономическая деятельность имела смысл, если ты делал закупку на определенную сумму. В противном случае таможенные и транспортные платежи и всевозможные оформления съедали всю выгоду.
Теперь же гипотетическая блондинка, которая выпекает и продает торты, может спокойно заказывать необходимые для них подложки по 20-30 килограммов за раз. Это уже куда менее накладно.
- А минусы?
- Единственный минус в том, что для 70% поставщиков мы пока остаемся Украиной, а потому они даже не пытаются найти способы легально продать нам товар. Приобретая что-нибудь в России, мы регулярно наступаем на грабли. "Ой, а вы Украина! Мы вам продать ничего не сможем!", - сообщает поставщик.
Мы ведь даже в реестры их еще не все внесены. Юрлица – да, недавно внесены, а вот физлица-предприниматели пока лишь проходят эту процедуру. Не обнаруживая нас в реестрах, многие российские компании отказываются работать, а нам приходится вновь прибегать к услугам фирм-прокладок, которые умеют работать с республиками, приобретать за наличные.
- Не приходило в голову, что некоторые отказывают по политическим мотивам?
- По началу такое случалось, на низовом, не самом умном менеджерском уровне. До признания бывало чаще, а сейчас политически озабоченные товарищи побаиваются говорить о подобном вслух. По большей же части это не столько политика, сколько элементарное наплевательство – халатное отношение к работе. Сидит менеджер перед компьютером, читает "ВКонтакте" или "Тик-Ток" и все у него хорошо. Он привык оформлять по три накладных за день, а ради тебя ему придется идти в бухгалтерию, вникать в суть процессов, чего-то выяснять, чтобы сделать все правильно. Зачем? Он не хочет выходить из зоны комфорта!
- Российскому бизнесу не нужны деньги?
- Я это связываю с тем, что на текущем уровне развития технологий человеку слишком уж просто добывать гормон счастья. Полистал ленты соцсетей и доволен. Такой человек уже не способен мотивировать себя на полноценный труд. Зачем больше зарабатывать, если вокруг масса куда более простых способов порадовать себя?
Противоречивый вопрос – с одной стороны ленивый исполнитель. С другой капиталист, который хочет платить меньше, вот они и выработали баланс. Проблема на самом деле мотивационная для всей страны.
И я готов все валить на работодателя – сам регулярно сталкиваюсь, когда сотрудник хочет больше денег, но не настолько хочет, чтоб начать работать, а не просто посещать рабочее место.
Мы – советские, так не умеем. Поколение индиго – легко. У них иная мотивация.
- Бизнес в ДНР отличается от российского?
- Как у нас говорят? Донбасс порожняк не гонит. И это правда. Мы куда более жадные до работы и держим слово. Познакомившись и поработав с компаниями федерального уровня, осмелюсь заявить, что они к данному слову относятся никак. К тому же они зачастую ленивы, медлительны, а потому куда менее эффективны. Не знаю, можно ли так сказать, но мы вкалываем, а они – с прохладцей. Нет этого пошлого "на результат".
Понятно, что важную роль тут сыграла война. Мы тут не избалованы и хватаемся за любую возможность. Тем не менее, даже притом, что люди уехали и местный бизнес работает на фоне безумной нехватки кадров, оставшиеся пока влегкую уделывают ребят, которые работают по ту сторону ленточки.
- Сейчас многие читатели из Украины с удивлением узнали, что все эти годы в республиках действовал какой-то бизнес. Притом легальный. Они-то уверены, что здесь работать не умеют.
- А это уже вопрос к нашим СМИ! Все это время внимание медиа-сферы было приковано исключительно к большим игрокам, а те, что помельче, оставались за кадром.
Мало кто знает, что до осеннего прилета в одну из типографий, полипропиленовая упаковка для значительной части Южного федерального округа изготавливалась именно в Донецке.
За годы войны эта же типография построила мощный бизнес в России. В данный момент у них еще две типографии: в Москве и Ростове. Все это донецкие ребята сделали без привлечения какого-то внешнего финансирования. Я это к тому, что интеграция имела место. Ползучая, неявная. И никто о ней не рассказывал.
Другой пример – небезызвестный в Донецке "RaveBurger". За годы войны люди построили один ресторан, открыли другой и начали готовить третий, но пока заморозили. Мелкий ресторан. Но там главное – стандарты и планка, которую задали и держат.
Есть та же кондитерская фабрика "ДонКо" и мало кто знает, что долгое время донецкий менеджмент руководил и курской частью этого бизнеса. Да и сейчас вроде бы имеет отношение. И на местный, и на российский рынок люди работают. Украинцы – ладно. Но и многие россияне считают, что у нас тут какая-то убогая земля, где три скорняка ботинок шьют.
Но нет. У нас тут много разнообразного бизнеса. И высокотехнологичного, и наукоемкого. Не так много, как прежде, но достаточно. Просто медиа не слишком-то интересуются темой.
Есть, кстати, мини-завод со станками ЧПУ, который работает в три смены и выпускает высокоточные детали. Причем даже не для местного рынка. И даже притом, что летом к ним прилетало, с заказом даже не сунешься. Все занято.
- Почему же бизнес не идет к СМИ и не заявляет о себе?
- Специфика. Есть, к примеру, у меня знакомый. К началу войны он занимался бытовой химией и являлся здесь представителем Харьковского велозавода. Так вот к нему прилетело, а все, что не сгорело, растащили какие-то непонятные люди.
Обладая сумасшедшим запасом оптимизма, уже на другой базе он торговал чем придется и как-то нащупал алкогольную нишу. Если верить его словам, то за 2014-й заработал на "Багатти" и даже не одну. Но тут небезызвестный господин "Ташкент" (бывший министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев) заявил, что оптовыми поставками алкоголя в республику займутся очень конкретные компании.
А в это время мой друг и его партнер вносят предоплату за несколько фур коньяка на одну из этих фирм. Фирма растворяется во мраке, а человек остается ни с чем.
Но и тут ему хватает оптимизма, чтобы начать сначала. Притом, что где-то в это же время грабят его дом. Тем не менее, он понимает, что новый ритейл еще не сформировался, а старый загибается. Открывает несколько продуктовых магазинов, параллельно начинает оказывать посреднические услуги в ВЭД - понимая, что люди нуждаются в российских товарах, но возить не умеют, он вникает и создает оптовую фирму. Возвращается в дистрибуцию бытовой химии.
А сейчас он вновь на перепутье, поскольку на ниве бытовой химии с федералами тягаться непросто, а рынок завоза из России помаленьку сжимается. Но я уверен, что две-три недели, и он придумает что-то новое.
- Удивительный человек, но причем же тут работа с медиа?
- Притом, что в наших реалиях бизнесмену попросту некогда заниматься подобными вопросами. Да и что ему показывать, если за шесть лет четыре раза с нуля бизнес начинал? Проблема еще и в том, что для этих ребят у государства нет ни программ, ни форумов каких-то. Государство о них вспоминает лишь в случае, если отчет не сдадут вовремя или налоги заплатят не полностью.
Но в рамках республики такие являются движущей силой. "Да ладно! Прорвемся как-нибудь и отстроим заново!", - говорят они, когда другие падают духом. И среди всех этих ребят я не знаю никого, кто тихо и без пиара не помогал бы сейчас людям или армии. Кто-то бронежилеты и снарягу покупает, а кто-то и памперсы для детских домов. Рыночек ведь маленький, и все мы друг с другом знакомы.
- Представим, что российский бизнесмен хочет зайти на донецкий рынок. Какие ниши свободны?
- Навскидку могу назвать два-три приличных заведения общепита в Донецке. Нет, их много, но, к примеру, лишь один ресторан грузинской кухни выдерживает стандарты. И я говорю не о премиальных стандартах. Об общепринятых. Общественное питание – хороший вариант.
Мелкие цеха легкой промышленности сейчас очень востребованы. Пошив и военной формы, и просто спецодежды. Успех гарантирован.
Ремонт и восстановление бытовой техники – даже конь не валялся. Люди-то есть, но единицы воспринимают это как полноценный формализованный бизнес. Кто-то что-то делает на коленке, а на клиентов смотрит так, будто нужен тем больше, чем они ему.
Попробуйте записать свою машину на ТО – вот еще ниша.
По большому счету, любая ниша сегодня открыта. Конкуренция всюду низкая.
- С каким проблемами придется столкнуться?
- Любые проблемы меркнут на фоне обстрелов. В любой момент может прилететь и даже мне это сбивает мотивацию. Местные знают, что семь лет мы работали каждый день и в любых условиях. Сейчас – нет. Сейчас страшно. Я начал ездить по городу в бронежилете. По началу переживал, что сочтут позером, но после того, как дважды упало поблизости, махнул на это рукой.
Ты утром просыпаешься, и лишь обязательства перед людьми вынуждают что-то делать, куда-то идти. А хочется окуклиться и не выходить из-под крыши.
Далее – кадры. Многие уехали, а те, что оставались все эти годы, уезжают сейчас. Опять же – из-за обстрелов. Раньше уезжали потому, что золотые горы в большой России им виделись. До сих пор ходят слухи, что дончан, приехавших в Москву, похищают на вокзалах и заставляют работать за солидный оклад. В жизни – сами знаете.
Много неквалифицированных людей. Другие и хотят, и умеют работать, но просто боятся. А страх здорово влияет на производительность, поскольку напуганный совершает ошибки.
О чем бы я ни говорил, а мы все равно возвращаемся к обстрелам. Прекратятся они и оставшиеся проблемы решит рынок. Главное – безопасность.
- Если уж заговорили про золотые горы, то как у нас с зарплатами на фоне большой России?
- Если выведем за скобки Москву, то зарплаты у нас ненамного меньше. У нас выше уровень цен на продукты, но дешевле коммуналка. А если взять небольшие российские города, то с оплатой труда у нас даже повеселее. Здоровый и неглупый мужчина может смело искать работу с зарплатой от 50 тысяч рублей и выше. Дальше – как пойдет. Сексизм, правда, в жизни присутствует, а потому женщинам будет немножко сложнее.
В рекламной отрасли, если мы говорим о реальной зарплате, которую выплачивают на руки, можно зарабатывать от 35 до 55 тысяч в месяц.
Не очень квалифицированный оператор бэк-офиса получает от 25 тысяч. Деньги не космические, но и труд не очень квалифицированный.
А вот бухгалтер может претендовать на сумму от 50-60 тысяч рублей.
В интернетах у нас пишут о людях, которые зарабатывают тринадцать, а то и десять тысяч в месяц. Вероятно, такие существуют, но эти люди, скорее всего, согласны на такую зарплату. Прямо сейчас знакомые ищут менеджера. Требования: грамотно разговаривать и стучать по клавиатуре. Зарплата – 65 тысяч в месяц. И никого не могут найти.
- Мы говорили о крупных российских игроках, которые рано или поздно зайдут на рынок. Что произойдет с местным бизнесом?
- Как говорил один наш зампред правительства по экономике, - это очень хороший вопрос! Малого и среднего бизнеса это почти не коснется, а вот крупный ритейл ощутит на себе руку Адама Смита. Интернет-провайдеров тоже порвут на куски и раскупят более крупные рыбы. Здорово поменяется рынок наружной рекламы, поскольку я и мысли не допускаю о том, что сюда не зайдет кто-то серьезный и не заберет его под себя. И правильно сделает! Но тут же выяснит, что из тысяч бордов техническим требованиям не соответствует ни один.
- Российским требованиям?
- Донецк уже много лет является городом победившей наружной рекламы. Мы ведь знаем, как при Украине заносились денежки в здание, что на улице Артема. Взамен выдавались разрешения на установку. Причем разрешений выдавалось куда больше, чем ставилось бордов, поскольку бывший мэр города Александр Лукьянченко был известен тем, что его люди могли взять деньги, а борд в итоге поставить не разрешали.
- Будут демонтировать?
- Любой, кто бывал в России, не мог не заметить, что бордов там на порядок меньше. Большую часть демонтируют, но что-то останется, поскольку львиной доли по российскому законодательству не должно быть в принципе.
- Хорошо. А что изменится для потребителя?
- Цены в ритейле сравняются с российскими, а люди в соцсетях перестанут жаловаться на отсутствие в наших магазинах всевозможных акций. Скорее поздно, чем рано, но сюда зайдут мобильные операторы и построят нормальную сеть. А из этого следует, что в Донецке появится мобильный интернет, которого сейчас объективно нет. Многое станет и проще, и доступнее.
- Что же будет тогда с вашим новым бизнесом?
- К тому моменту надеемся стать достаточно серьезным игроком, чтобы войти с кем-нибудь в партнерство. Либо же мои расчеты ошибочны. Сейчас мы активно выстраиваем сеть. Думаю, что среди федералов найдутся те, кого заинтересует наша инфраструктура.
- Какие трудности на данном этапе?
- Сейчас мы даже рекламу не даем, поскольку не успеваем обрабатывать все заказы. А не успеваем потому, что есть проблемы с поиском новых операторов. Это в Донецке.
В Мариуполе у нас другая проблема – нет помещений. Вернее есть, но мы пока не договорились со своей внутренней жабой. Тамошний рынок недвижимости – что-то страшное. На полном серьезе предлагают помещение…вот если в каждой комнате взорвать по гранате, оборвать все, что еще не оборвано, а после заселить на недельку десяток бомжей, то получится то, что сдают по 600 рублей за квадрат.
- Откуда такие цены?
- В Мариуполе слишком много российских денег. Одних только российских специалистов там 30-35 тысяч. И всем очень хорошо платят. Стройки там круглосуточные. Это как Доусон-Сити у Джека Лондона. Бизнес туда побежал, не понимая толком, как именно будет зарабатывать. Но стоимость квадратного метра уже накрутил.
На глазах парни сходу достали наличные и арендовали комплекс на 500 м кв, хотя изначально смотрели кофейню.
- Был там на прошлой неделе. Много чего действительно открывается, но какого-то бизнес-бума не наблюдал.
- А потому, что негде открывать. Мы вот приехали смотреть помещение, а вместо него там груда камней. Пока неделю договаривались с арендодателем, здание успели снести. Приезжаем – экскаватор загружает булыжники. Либо арендодатель не знал, либо не поинтересовался.
Некоторые здания можно бы сдать, но там другие проблемы: либо утрачены документы, либо хозяин уехал и выйти на него невозможно. Не секрет, что многие разбежались по Европе и сдавать ничего не желают. И вот с этим придется разбираться не один год.
- Национализации не будет?
- Ею только либералы детишек пугают, а на самом деле Россия весьма щепетильно относится к правам собственности.
- Можно было провести до того, как республики вошли в состав России.
- Ну нет! Ничего подобного сделано не было. Могли бы, но не стали. До сих пор цацкаются. Взять то же помещение, в котором сейчас беседуем. Завтра из Днепропетровска явится довоенный собственник, отправится в суд и вполне может вернуть его себе. Оно ведь под временным государственным управлением сейчас находится. Причем сюда ехать даже не нужно. Можно поехать в Москву и обратиться в тамошний суд.
- Вы говорите, что для малого и среднего бизнеса толком ничего не изменится, но перед интервью рассказывали, что одному бизнесу уже пришлось сменить вывеску. В ДНР пришла защита авторских прав?
- Да-да. Теперь нужно быть осторожнее. А история очень простая. Владелец барбершопа "Бритва", где стригут не странного вида юноши, а красивые девушки, был вынужден сменить название на "Boss". Потому, что в Москве тоже есть барбершоп "Бритва". Вот они намекнули, что права на использование названия у дончанина нет.
По закону все правильно, а чисто по-человечески – странно. Ведь на этом даже пиар можно было сделать. Можно ведь было сказать, что в Донецке есть братский барбершоп, которому официально разрешено использовать название. Почему не сделали? Понятия не имею.
А вот с авторским правом нужно быть осторожнее. Раньше мы в ДНР ни на кого не оглядывались. И образы героев комиксов, игр, кино активно использовали. Теперь опасаемся. Цивилизация – это неплохо, но когда мир возит нас лицом по столу, а мы продолжаем соблюдать навязанные правила, это немножко странно.