Найти тему

Из поездки по Хопёрскому округу. Станица Усть-Бузулукская

(станица Усть-Бузулукская, Алексеевский район Волгоградская область)

Юрт Усть-Бузулукской станицы более всего замечателен в гидрографическом отношении: лет сорок тому назад не было, кажется, во всей Донской области местности, настолько богатой водой, как надел усть-бузулукцев. В то время здесь, кроме протекающих и теперь трёх речек, Хопра, Бузулука и Акишевки, было ещё до полутора десятка водных балок и буераков. Везде из под гор и возвышенностей били водные родники, по котловинам и балкам вода стояла озёрами и плёсами. Сама станица, расположенная верстах в двух от рек Хопра и Бузулука и имеющая ныне по улицам и почти в каждом дворе колодцы, находилась тогда на родниках, вытекавших тут же из под горы.
Родники эти были настолько богаты водой, что на них стояло и работало несколько мукомольных мельниц. Вода притом везде по юрту была вполне годна к употреблению, без всяких примесей, бесцветная и прозрачная. Ныне же всё это совершенно изменилось, и Усть-Бузулукский юрт можно считать одним из самых безводных юртов; от недостатка сносной питьевой воды жители большинства поселений станицы бедствуют. Рабочий скот в некоторых местах гоняют поить с поля на расстояние до 10 вёрст или возят ему воду к местам работы бочками. Из 15 поселений станицы (станица 14 хуторов) только два хутора расположены на текучей воде (один на Хопре, а другой на Акишевке), все же остальные на колодцах и прудах, наполняемых большей частью дождевой водой.

Бившие прежде из почвы наружу родники почти везде по юрту совершенно исчезли, вода повсюду ушла глубоко в грунт, так что колодцами теперь достают её только на глубине от 3 до 10 саженей. Вода при этом, находясь на значительной глубине то в глинистой, то в солонцеватой то в какой-нибудь каменистой и меловой почве, разнообразнейших свойств, большей частью или вовсе, или не совсем удобна для употребления людям.
В углу по левым сторонам Хопра и Бузулука вода в колодцах является или жёлтая цветом и вкусом солоно-сладковатая, или вроде болотной мути, горько-солёная. Такова она здесь даже в том случае, если колодец выкопан в песчаном грунте, где вода должна бы, кажется, фильтроваться. По правым сторонам обеих названных рек вода в колодцах оказывается хороших качеств, если они выкопаны на меловатой почве и подпочве, если же подпочва глинистая, то вода клейкая и горько-солёная.

В последние два десятка лет даже и текучая вода в Хопре и Бузулуке в большой степени хуже стала. Бузулук перепружен везде гатями и мостами, которые устраивают так, что в них едва проходит вода. Кроме того, во всех местах, где в реку впадают буераки и балки, русло её пересыпано и завалено так, что вода стоит без течения плёсами и озёрами, отчего летом покрывается плесенью и загнивает. Течение быстрого и многоводного когда-то Хопра, как известно, имеющего лучшую воду из всех притоков Дона, портится от тех же причин.
Трудно даже верить, что эта последняя река недавно ещё была судоходной. Между тем, в архиве Котовской станицы находятся точные сведения, что в 1861 году в весеннее время по Хопру проплыло 170 судов с хлебом. Каждое судно вмещало в себя от 15 до 30 тысяч пудов. Рабочих на каждом судне было от 15 до 40 человек. Грузились они в Борисоглебске, Балашове и других городах.

станица Усть-Бузулукская
станица Усть-Бузулукская

Нельзя ещё не обратить внимание в Усть-Бузулукской станице на камышовые крыши на домах и других хозяйственных постройках. Здесь есть мастера, устраивающие такие крыши очень красиво и в высшей степени прочно. Обыкновенно без всякого ремонта камышовая крыша служит как нельзя лучше и сохраняет приличный вид 30-35 лет.
Усть-Бузулукская станица, как и все другие станицы по Бузулуку и Хопру, сильно страдает от тараканов. Здесь в домах этих насекомых тьма тьмущая. Среди дня их обыкновенно почти не видать, но зато ночью они выползают из щелей и разных скрытных мест, покрывают все стены и бросаются на всё съестное.

Юртовая земля станицы в последнее время почти никуда не годится. Часть юрта с правой стороны Хопра состоит вся из меловых гор и суглинка, которых лучше вовсе не касаться обработкой и оставить вечно под попасом скота, так как при распашке здесь самых лучших мест на них ничего не родится; часть же с левой стороны – песок; но всё-таки в этой местности земля считается лучшей.
Аренда на год казачьего пая на этой стороне доходит до пяти рублей, тогда как на правой стороне она от 3 р. до 3.50 р., а бывает, что пай продаётся на год только за полтора рубля. Подесятинно пахотная земля арендуется от 25 копеек до одного рубля за десятину. Луговой пай от одного до полутора рублей.
При развёрстке земли на паевых, которых теперь считается 1 798, каждому давалось по 6 десятин удобной к хлебопашеству земли, по 2 десятины средне удобной и по две с половиной неудобной, да неудобной же под толоку по 5 десятин, а всего по 15 с половиной десятин.

В 1873 году станица имела:
716 дворов,
2 013 жителей мужского пола и 2 163 женского,
1 931 лошадь,
8 992 головы рогатого скота,
15 452 овцы;
к началу же 1898 года в ней состояло:
1 107 дворов,
2 880 жителей мужского пола и 2 879 женского,
1 636 лошадей,
6 340 голов рогатого скота,
5 700 овец,
2 450 свиней.

Снаряжает ежегодно и провожает в первоочередные полки станица от 30 до 35 своих граждан. К 1 июля за справку к службе за бедными казаками состояло в задолженности 6 738 рублей 39 копеек.

Иван Тимощенков
Газета «Приазовский край» № 72 от 17 марта 1899 года.

Навигатор По округам донской области