Найти тему

Север – любовь моя или нет?

Начну с того, что сегодняшний пост – вообще вне какого-либо разумного графика )))

Я не планировала об этом писать сейчас, я даже не знаю – почему мне эта мысль пришла сейчас в мою голову. Но я точно знаю – не запишу – забуду сам смысл, и потом буду думать – как написать и объяснить то, что сейчас так легко витает в мыслях.

Итак… север в моей жизни. Наша семья переехала на север, точнее в городок Муравленко на Ямале в 1990 году. Даже не совсем так. Папа устроился на работу вахтовым методом в город Ноябрь в 1987 году. 3 года он летал – месяц на вахте, месяц дома. У нас были сложности в семье – болела мама, нужны были деньги на лекарства, а главное – на проживание всей семьи, потому что я уволилась по настоянию врачей для ухода за больной матерью. Это вообще не шутка, у меня где-то даже справка такая была, что я не просто сижу дома, в советское время, чтобы вы себе знали – сидеть дома просто так – было нельзя!! У меня в трудовой книжке есть запись, что я уволена в связи с необходимостью ухода за больною матерью!

Так вот, папа устроился на работу на север потому, что надо было содержать большую семью, в которой – мама болела, я ухаживала за нею, было двое маленьких детей – моя дочь Маша и младший мой брат Рома (они одногодки!) и средний наш брат Сережа в армии.

Папа летал и все это время в нашей семье зрела мысль о переезде. Я сейчас не могу объяснить разумность этой мысли… из пригорода Киева, с больной мамой – куда-то на север. Но, видимо, папе летать, а мне сидеть привязанной к больной маме уже было так невмоготу, что мы в переезде видели какие-то перемены и были уверенны, что эти перемены будут к лучшему. И самое удивительное – так и случилось!! Мы переехали в ноябре 1990 года. Летели даже разными рейсами, как удалось взять билеты на самолеты – в ноябре – я с Машей, а в декабре – папа, мама и Ромка. Маше и Ромке было по 6 лет. К тому времени – там, на севере, уже жил, успевший вернуться из армии и даже жениться – средний мой брат – Сережа с женой Аленой.

Маша - моя старшая дочь, апрель 2014
Маша - моя старшая дочь, апрель 2014

Итак, мы приехали в Муравленко. Папа работал в Ноябрьске на трубной базе, в Муравленко открылся филиал этой базы. При ней построили общежитие и туда и заселяли вахтовиков и тех, кто приехал на постоянку. Общежитие, чтобы вы понимали – за городом километра 3 в лесу… то есть – цех ремонта труб и общага рядом, вокруг лес. И одна дорога до городка… Сейчас я бы подумала – да ни за что!! А тогда было весело, задорно, молодость, она такая дурная (в хорошем смысле слова).

Аня - моя младшая дочь. апрель 2014
Аня - моя младшая дочь. апрель 2014

Так вот, я сейчас не про описание жизни на севере (об это можно и надо говорить долго, подробно и обстоятельно). Я сейчас о том, что со временем этот юношеский азарт все же прошел. И если в первые годы снега по пояс вызывали радость, это после киевской-то зимы, где -3+2 всю зиму… Но вот спустя какое-то время ты начинаешь понимать, что весна – она где-то там далеко… «на земле» - это вообще не фигуральное выражение – все северяне говорят – «на земле»… Там тепло. Там весна. Там жизнь… а мы где? А мы в вечных снегах, которые на весьма короткое время сменяются комарами (и еще не известно что лучше… ) Мы в морозах, которые по молодости вызывали смех – мы встречным людям говорили – у вас ухо белое, или щека. То со временем, ты начинаешь понимать, что хочется солнышка, не 3 дня в июле… а хотя бы с середины мая ))) А еще… я астматик, с детства астматик. И странное такое дело получилось – когда я приехала – первые годы моя астма как-будто куда-то испарилась. Я года на 2 забыла, что такое одышка. А потом она вернулась. А потом стало еще хуже. Не сразу. Лет через 10… Я стала задыхаться от мороза! Просто от мороза, выходишь на улицу и у тебя перехватывает горло. И для этого даже не надо -45, это начинается при – 30. А -45 – на севере совсем не редкость. Я видела и -53…

А потом случился еще один момент… Мой младший брат Ромка (тот, которого привезли на север в 6 лет) попал в Екатеринбург в мае. И он там сделал фотографию, привез нам показать. Он сфотографировался возле цветущей яблони. И он впервые увидел цветущую яблоню, и она его настолько поразила, что он сфотографировался возле нее. Это было еще до сотовых телефонов и 100500 фоток на все случаи жизни. Это был пленочный фотоаппарат, надо было сходить проявить пленку и сделать фотку. Так вот… он сфотографировался, чтобы спросить – что за дерево такое! Я смотрела на все это и у меня было такое странное ощущение, я даже не знаю, как его передать. Куда мы забрались, что наши дети до 18 лет не видели – как цветут деревья? Нет, мы конечно ездили в отпуск, практически каждый год. но это случалось летом, мы пролетали за 3-4 дня на машинах с Ямала до Киева и потом через месяц-полтора – обратно. Но все же… Парень вырос до 18 лет и не видел цветущей яблони!

И тогда мы поняли – нам пора уезжать. Север был нашим домом долгие годы, но пора что-то менять… И мы стали искать новое место. Конечно, первым делом подумали о Киеве. Это же родина, давайте туда и вернемся! В наше село (в пригороде Киева) возвращаться все жене хотелось, стали искать что-то в окружающих Киев городках. Были в Ирпене, в Буче, присматривались. В январе 2013 года умер папа. Умер на севере, мы его перевезли, похоронили на родине, в селе, в пригороде Киева. И даже родственникам сказали – еще года 2-3 и мы вернемся…

А в ноябре 2013 года случился майдан (будь он неладный)… и мы поняли, что возвращаться нам уже некуда (((

А куда теперь? В 2014 году были в Крыму. Честно – думали – может приживемся там. Мы поехали в отпуск с дочерью и было странное ощущение… мы пытались увидеть себя в этом месте, не получалось, мы расстраивались, отпуск был грустным каким-то… Как только мы озвучили эту проблему – место хорошее, но не наше… все как-будто изменилось, как-будто что-то с плеч упало. Отпуск наладился, настроение поднялось, нам уже не надо было искать себя в этом месте. Потому что оно хоть и хорошее, но не наше…

И вот спустя годы, в 2017 году – мы переехали в Тюмень. Не скажу, что мы мечтали об этом городе. Просто моему брату Роме предложили здесь работу, он здесь заочно учился, чуть-чуть город знает. И моя старшая дочь Маша – тоже здесь заочно училась и тоже «чуть-чуть город знает»… подумали – а давайте попробуем? И попробовали! Переехали (растянув переезд больше чем на под-года)))

И вот мы в Тюмени с 2017 года. Пока Муравленко… мы тебя помним, хотя возвращаться туда уже не хотим ))) Там родились наши: моя младшая дочь Аня, мои два племянника – Димка и Сашка Сычи, там родились мои старшие внуки – Ромка в 2012 году, Клим в 2015 и Артемка в 2016. А в Тюмени родились наши младшие – Марк в 2018 и Лукерья в 2019. А еще у Ромы (старшего, самого старшего) – Ромка (младший) в 2018 и Степка в ноябре 2022.

Могу ли я сказать, что Тюмень - наша точка остановки надолго? Не знаю… вот правда, пока не знаю… Мыслей много… о них наверно надо отдельно писать (в следующий раз).

Пока – мы в Тюмени. Завтра… да кто знает, где мы будем завтра )))

На фото: это 2014 год, апрель!! Да, да, это апрель, за неделю до Пасхи, поехали с девчонками вербы наломать… )))