Ту-114 — самый большой пассажирский самолет своего времени. До сих пор продолжает оставаться самым крупным турбовинтовым самолетом. Лайнер поражал своими размерами, скоростью и конструктивными особенностями.
Подробнее о непревзойденном гиганте расскажем далее.
Советский гигант — Ту-114
В 1955 г. правительство СССР распорядилось создать пассажирский дальнемагистральный самолет. Имеющиеся в те годы пассажирские самолеты не обладали требующейся дальностью и вместимостью. Построить самолет нужно было в минимальные сроки. За реализацию проекта взялось КБ им. А. Туполева. За основу был взят бомбардировщик Ту-95. Началась разработка «Изделия 114».
Уже через 2 года, в 1957 г., первый экземпляр Ту-114 отправился в испытательный полет.
От Ту-95 самолету достались стреловидные крылья и двигатели. Стреловидные крылья позволяли увеличить скорость и способствовали экономии топлива. А двигателей у лайнера было 4 — турбовинтовые НК-12МВ с двумя соосными противовращающимися воздушными винтами АВ-60. Из-за винтов Ту-114 имел очень высокое шасси.
Почему выбор пал на турбовинтовой двигатель? Реактивные двигатели того времени потребляли много топлива и были ненадежны. А НК-12МВ достаточно мощный, надежный и экономичный. К тому же турбовинтовой двигатель на минимальных скоростях чувствует себя увереннее, что является плюсом для взлетно-посадочных характеристик. Однако есть и минусы. Он слишком шумный. Уровень шума в салоне достигал 108-112 ДЦБ, можно представить каково было пассажирам.
Ту-114 имел однокилевое оперение и управляемый стабилизатор.
Главной отличительной чертой самолета было 2 палубы. На нижней палубе располагались два багажных отсека, комната отдыха для экипажа и кухня для пассажиров. Первое время в состав экипажа входил повар.
На верхней палубе было предусмотрено 3 салона и 4 купе. В первом салоне было 41 кресло, во втором — 48, установленных лицом к лицу со столиками между ними, далее был буфет и лестница на нижнюю палубу, следом располагались 4 купе на 12 спальных мест (позже купе заменили пассажирскими креслами). В третьем салоне еще 54 кресла. Из-за того что второй салон находился над крылом, в зоне повышенного шума, его использовали как ресторан. В хвостовой части самолета располагались 2 туалета: мужской и женский, что тоже было довольно необычно.
Дальность полета авиалайнера — 9 720 км с грузом 15 000 кг. Высота полета могла достигать 12 000 м.
За годы производства, с 1959 г. по 1964 г., был выпущен 31 самолет. Ту-114 установил 32 мировых авиационных рекорда. Впервые «Аэрофлот» вместе с Японией эксплуатировал советский лайнер для перелетов между двумя странами.
Свой последний рейс Ту-114 совершил 2 декабря 1976 г. по маршруту Домодедово — Хабаровск — Домодедово.
Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Тестовая ранняя версия приложения уже доступна по ссылке. Спасибо за поддержку!
Полет в США
В 1959 г. Ту-114 совершил свой первый полет в Америку. Правительственная делегация, в состав которой входил сам Туполев, прилетела на Всемирную выставку. Лайнер стал экспонатом выставки. Огромные очереди выстраивались, чтобы посмотреть на самолет.
Ту-114 приземлился в аэропорту Айдлуайлд, который сейчас носит имя Джона Кеннеди. При высадке делегации служащие аэропорта попали в неловкую ситуацию. Дело в том, что в аэропорту не нашлось достаточно высокого трапа, подходящего под высоту самолета. Пришлось использовать добавочную лестницу.
15 сентября 1959 г. был совершен второй полет авиалайнера в Америку. В Штаты с официальным визитом прибыл Никита Сергеевич Хрущев. В этот раз самолет приземлился на авиабазе «Эндрюс», где Хрущева встречал американский президент Дуайт Эйзенхауэр.
Тогда ТАСС о приземлении советского гиганта писал:
«Затаив дыхание, американцы наблюдают, как огромная сереброкрылая птица идет на посадку. Советские летчики с исключительным мастерством приземляют громадную машину».
Автор:
Ляна
📌Подпишитесь и поставьте лайк. Дальше будет только интереснее...
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA