Меретсегер, божественная хранительница Долин царей и цариц в западных Фивах, жила на вершине кишащей змеями пирамидальной пустынной горы, которая служила одним из входов в египетский Иной мир. Обычно ее изображали в виде свернувшейся кольцами кобры, женщины со змеиной головой или кобры с женской головой, хотя иногда ее изображали в виде скорпиона с женской головой. Змея и скорпион были двумя из немногих существ, населявших этот регион, и поэтому считались подходящими символами богини.
Ее имя переводится как "та, кто любит тишину"-подходящий эпитет для богини, которая жила в уединенном месте, охраняя мертвых.
Хотя фиванские холмы были идеальным местом для погребения, змеи и скорпионы процветали в жарких долинах и представляли серьезную угрозу для здоровья и благополучия мертвых, а также для рабочих, которые строили и украшали гробницы. Змеи были постоянной угрозой, и их нападения, казалось, имели такие необычно зловещие последствия, что египтяне верили, что эти существа действовали, как представители хаотического сверхъестественного мира, что делало их укусы практически неизлечимыми без дополнительной магической помощи.
Благая Меретсегер быстро стала популярным божеством для защиты от этих опасностей. Художники и ремесленники из деревни рабочих в Дейр-эль-Медине умилостивляли эту богиню, обычно с помощью стел, и чувствовали себя достаточно защищенными, чтобы продолжать работать над царскими гробницами.
Меретсегер называли "Вершиной Запада", поскольку она ассоциировалась с холмом, который сейчас называется эль-Курн, “Рог”, расположенным на Западном берегу Луксора в Верхнем Египте. Естественная вершина на фиванских холмах, возвышающаяся над Долиной Царей; если смотреть с ее открытия, она имеет форму пирамиды, поэтому считалось, что она служила входом в Дуат, египетский Иной мир.
Как местной богине, ей поклонялись в небольших скальных храмах, подобных тому, что расположен на тропе, ведущей в Долину Цариц. На многих стелах изображены верующие, преклоняющие колени в знак почтения богине в одной из ее многочисленных форм и благодарящие ее за помощь.
Четыре кобры, вырезанные на верхней части этой известняковой стелы Аменнахта, и богиня справа, увенчанная солнечным диском и рогами, символизируют великую Вершину Запада.
Аменнахт изображен преклонившим колени в молитве внутри часовни. Эти наклонные линии изображают два холма скального святилища Птаха и Меретсегер, расположенных в Дейр-эль-Медине.
Аналогичным образом, на туринской стеле Нехтамуна, сына Диди, изображен довольно необычный пик. Два склона холма, изображенные в соответствии с обычными условностями египетской графики, спускающиеся справа и слева и заключающие около вершины своего рода параллелограмм, в котором рельефно выделяются четыре свернувшиеся змеи, образующие карниз”.. Нехтамун прославляет богиню как:
Вершина Запада, которая протягивает руку тому, кого любит, и дает защиту тому, кто поселяет ее в своём сердце.
Согласно археологическим свидетельствам, похоже, что для древних людей, живших в фиванском некрополе, местная богиня Меретсегер была такой же важной и значимой, как Осирис.
Считалось, что Меретсегер быстро наказывала осквернителей гробниц, ослепляя их или отравляя своими змеиными укусами или укусами скорпионов. Но она также была милосердным божеством по отношению к тем, кто покаялся, а иногда даже исцеляла их тяжелые раны, при условии, что она была убеждена в их раскаянии.
Наиболее хорошо сохранившимся примером такого рода является Стела Неферабу, обетная плита из Туринского музея. Согласно стеле, Меретсегер увидела, что художник Неферабу совершил преступный акт, и ослепила его. После того, как он попросил у нее прощения, она вернула ему зрение, и Неферабу воздвиг стелу, чтобы почтить ее и предупредить других о ее могуществе:
Я был невежественным человеком, который не отличал добро от зла. Я совершил преступление против Пика, и Она преподала мне урок. Я был в ее руках ночью, как и днем, я сидел на кирпичах, как роженица, я взывал к ветру, он пришел не ко мне, я совершил возлияние на Вершину Запада, великой силы, и каждому богу и богине. Вот, я скажу великим и малым: остерегайтесь пика! Потому что внутри него лев! Пик поражает ударом свирепого льва, Она преследует того, кто оскорбляет ее! Я призвал свою Госпожу, я обнаружил, что она пришла ко мне как сладкий ветер; Она была милостива ко мне, Заставив меня увидеть ее руку, Она вернулась ко мне умиротворенной,Она заставила забыть мою болезнь; ибо Вершина Запада умиротворена, если кто-то призовет ее. Смотрите, пусть услышит каждое ухо, которое живет на земле: остерегайтесь Пика!
В типичной египетской манере Неферабу не раскрывает свое негативное поведение, точный характер правонарушений не указан на стеле. Вместо этого текст сосредоточен на восхвалении богини за ее милосердную волю в исцелении его недуга.
Эта известняковая стела была посвящена Меретсегеру Аменнахтом, Писцом Места Истины, и изображает его стоящим на коленях перед сидящей фигурой Западного Пика.
Два нижеприведенных текста являются покаянными гимнами Меретсегер, Вершине Запада. Однако, в отличие от стелы Неферабу, здесь отмечены только просьбы жертвователей о прощении без упоминания о Меретсегер, восстанавливающей зрение правонарушителей:
Хвала твоему духу, Меретсегер, Владычица Запада, писец Места истины, Аменнахт, правдиво говорит; он говорит: "Будь восхваляема с миром, о Владычица Запада, Госпожа, которая обращает всё к Благу! Ты заставил меня увидеть тьму в день. Я объявлю о твоей силе другим людям. Будь милостива ко мне в своей благости!’
На стеле Британского музея писец некрополя Нехтамун обращается к Меретсегер такими же словами.
Иероглифы, начертанные на этих стелах, свидетельствуют о ясном и искреннем чувстве вины со стороны дарителя, а также говорят о непоколебимой уверенности в милосердии богини.
Хотя ее тесная связь с Долиной царей укрепила ее статус могущественной местной богини, за пределами Фив Меретсегер никогда не занимала видного места среди божеств.
Но, при поздних Рамессидах, власть и престиж Фив начали ослабевать из-за экономических неудач правительства. В папирусе 20-й династии записаны жалобы визирю на то, что некоторые царские и другие гробницы были ограблены. В результате визирь поручил провести официальную экспертизу гробниц. Другие папирусы, посвященные ограблению гробниц, документируют, как преступники нападали на гробницы во времена правления Рамсеса IX и Рамсеса XI. Люди сошли с праведных путей, грабя своих же предков! И богиня более не защищала священный некрополь... А вскоре Фивы перестали быть столицей, некрополь был заброшен- и поклонение богине-кобре сошло на нет..