С 1 января 2023 года в Орске начнет функционировать «Городская больница города Орска», которая объединит в себе три на этот момент существующие больницы – №1, №2 и №4. Они, в свою очередь, юридически перестанут существовать после 31 декабря 2022 года. В преддверии этого события мы побеседовали с главным врачом ГБ №4 и председателем комиссии по слиянию этих медучреждений Павлом Орловым, обсудив нововведения, которые ждут жителей, изменения в здравоохранении, произошедшие за год, а также затронули жалобы, поступающие от пациентов.
Какие нововведения принесет реорганизация больниц?
По словам Павла Орлова, основная цель реорганизации – создание качественной и доступной медицинской помощи.
О сокращении медиков речи не идет. Конечно, по немедицинскому персоналу сокращения есть. Это оптимизация финансово-экономического блока учреждений. Она приведет к снижению количества финансовых проблем внутри учреждений.
Павел Орлов
Главный врач ГБ №4 Орска
Для жителей объединение всех больниц в одну будет означать то, что теперь они все будут прикреплены к этой единственной больнице, а значит и все поликлиники будут относиться к ней же. Другими словами, должна уйти проблема прикрепления и переприкрепления исходя из места жительства.
Рациональнее станет и госпитализация. К примеру, если человек прикреплен к одной больнице, то нужно сходить в свою поликлинику, потом его направят в одну больницу, определятся, что это не тот профиль, будут переводить и передавать документы в другую больницу. То эти вопросы должны будут отпасть.
Чем для людей это удобно еще? Бывает такое, что прикреплены к больнице и прописаны в одном месте, а проживают в другом. И приходится за помощью далеко ехать либо переприкрепляться. То теперь можно будет обращаться спокойно к той поликлинике, которая ближе к месту жительства.
Жители после реорганизации могут заметить и еще одно изменение – терапевтический профиль больницы сосредоточат в одном месте. Это должно позволить родственникам «не терять» пациентов, а также улучшить медицинскую и материальную базу.
Например, сейчас скорая помощь, ургентная служба для терапевтических больных один раз в неделю отвозит во вторую городскую больницу. При этом 4 раза они едут в 1-ю городскую больницу. И зачастую родственники не могут понять, в какой день в какую больницу отвезли пациентов. Приходится искать. Теперь же весь терапевтический профиль будет сосредоточен в одном месте. Это удобно – терапевты в одном месте, большое количество сотрудников, сосредоточение оборудования. Сейчас по больницам профили разбросаны, это не очень логично. Нужно сделать акцент на том, что речь идет о тех пациентах, которые поступают по скорой помощи, которым не надо добираться самим. Узконаправленные профили будут также находиться на своих местах.
Обновление оборудования
В этом году не раз говорилось то об одном «умном» аппарате, который заработал в городе, то о другом новейшем оборудовании. Мы попросили Павла Владимировича рассказать, кому именно оно поступило и какую пользу несет.
В этом году мы запустили компьютерный томограф экспертного уровня, аналогов которому 2-3 в регионе. Сейчас он обслуживает весь восток и Орск. Он располагается на ул. Станиславского. Это аппарат совершенно другого уровня, которого не было ни в одном общем профиле больниц. На нем можно полностью обследовать любой орган или совместно.
Благодаря этому аппарату в городе начнут проводить операции по тромбоэкстракции (удалению тромбов из кровеносных сосудов путем проникновения в их полость).
Кроме того, мы запускаем на нем операции по тромбоэкстракции. С помощью него возможно своевременно выявить место, где появляется тромб при остром инсульте. И сразу же проводится операция по изъятию этого тромба и нивелированию процесса инсульта. Это прямое спасение жизни и уменьшение инвалидизации пациента.
Поставлены в город новые кардиомониторы, а также готовится направление по первичной реабилитации пациентов после инсультов и инфарктов.
Мы получили кардиомониторы для реанимации. Это дополнительные кровати – трехсекционные реанимационные с автоматическим управлением. Мы получили необходимое оборудование для реабилитации, автоматизированное, механическое, которое помогает в реабилитации. Мы сейчас заканчиваем процесс лицензирования на первый этап реабилитации, чтобы пациенты, кроме того, что получают лечение по острым патологиям (инфаркты, инсульты), после лечения проходили первый этап реабилитации в нашем медучреждении. Чтобы потом мы направляли их уже в крупные центры в стабильном состоянии, без рисков повторных осложнений.
Заработали в медучреждениях города и несколько новых аппаратов УЗИ.
Начинается установка нового рентген-аппарата в больнице на ул. Станиславского. Там было оборудование возрастом более 30 лет, уже устаревшее, постоянно ломался. Теперь же будет цифровой современный аппарат на два рабочих места. В эксплуатацию он будет введен до нового года.
Ремонт медучреждений
В этом году здравоохранение города охарактеризовалось еще и двумя большими ремонтами – детской поликлиники на ул. Нефтяников и взрослой поликлиники на ул. Пацаева. В ситуации с последней Орлов объяснил, почему поликлинику не закрыли полностью, а пациенты временно вынуждены находиться в стесненных условиях.
Мы продолжаем активно участвовать в программе федеральной модернизации, проводим ремонты в поликлиниках. Не секрет, что в этом году проводится ремонт поликлиники на ул. Пацаева. Да, для жителей это определенные неудобства, скованность, тем более сейчас подъем ОРВИ. Хотя бы один этаж «выключен». Сначала ремонтировали третий этаж, теперь второй и часть первого. Но когда мы принимали решение как поступить – закрыть полностью здание и перенаправить пациентов в другую поликлинику или ремонтировать по частям – подумали о пациентах, многим добираться в другие медучреждения было бы слишком проблематично. Да и порядка 40 тысяч прикрепленного населения, отправленные, например, на Станиславского, создали бы гигантские очереди.
По словам Павла Владимировича, работы должны закончиться в начале следующего года. Однако уже разработан брендбук и примерный последующего ремонта и фасада здания. Есть планы о ремонте поликлиники на Никельщиков, где его тоже давно не было.
Медицинский персонал – его нехватка и обучение
Что касается стационарной помощи, по тромбоэкстракции у нас уже часть докторов съездили и обучились тем операциям, которые проводятся в Москве. Доктор наш, который занимался лечебной физкультурой, 4 месяца обучался и повышал квалификацию по направлению реабилитолога.
То есть, мы стратегически планирует какое оборудование крупное к нам будет поступать и сразу необходимое обучение проводим.
При этом Павел Орлов не отрицает, что проблема нехватки медицинских кадров в Орске стоит до сих пор, где-то даже остро.
Нехватка терапевтов – это историческая проблема Орска. Она в принципе есть по всей России. Но на мой взгляд, сейчас мы несколько выравниваем ситуацию. У нас сейчас поликлинике на Пацаева физически работает 7 врачей и 1 человек в декретном отпуске, 11 фельдшеров, которые выполняют прием у пациентов. Это на 22 участка. Конечно, не хватает. Хотелось бы, чтобы было больше участковых терапевтов. Вот сейчас два участковых пришли, до этого было 5. Мы над этим постоянно работаем. Есть определенная нехватка. Но она не такая критическая, как два-три года назад.
Он также рассказал, что приходят работать и молодые специалисты в некоторых случаях благодаря и той программе, которая сейчас запущена – пилотный проект позволяет практически сразу получать порядка 90-100 рублей заработной платы в месяц с большим объемом работы (1,5 ставки).
Это, конечно же, большой объем работы, 1,5 ставки. Тем не менее, у нас есть амбициозные люди, которые в этом участвуют, берут такую нагрузку и получают такие деньги.
Есть нехватка и узких специалистов. Например, в 2023 году планируется решить проблему с аллергологом, которого в городе нет уже много лет, а пациентам приходится ездить в Оренбург. Для этого на переобучение направят специалиста-пульмонолога.
Конечно, с кадрами есть проблема. Но мы активно двигаемся в сторону улучшения этой ситуации и у нас получается.
— Сертификат аллерголога имеет заведующая пульмонологическим отделением. Частично, экстренные случаи, она закрывает. Но аллерголога действительно нет. Его нет в Орске уже много лет. Мы на 2023 год запланировали ординатуру. Будем переобучать пульмонолога. Будет у нас отдельный аллерголог, который будет заниматься именно этим направлением.
Орские больницы обслуживают и восток области
Как оказалось, по некоторым направлениям орские медицинские учреждения обслуживают сейчас не только жителей города, но и востока области.
Мы очень сильно закрываем восток, например, по инсультам. 1,5 года все пациенты с инсультами и инфарктами едут к нам (90%) за исключением небольшого количества операций, которые выполняются другими учреждениями. При чем речь идет не только об экстренной помощи, но и плановой – замена кардиостимуляторов, операция внутренних сонных артерий, которые сейчас выполняются и др. То есть это весь полный спектр, который напрямую приезжает к нам, им не надо ехать в Оренбург как ранее.
Оказывается помощь приезжим пациентам также по гематологии, пульмонологии, хирургии.
Кроме того, узкие профили, такие как гематология, тоже обслуживают весь восток согласно маршрутизации, то есть пациент получает направление, приезжает в больницу, где проходит осмотр, получает назначения. Это же касается кардиологии, пульмонологии.
Городская больница №2 по хирургии закрывает огромное количество случаев, это хирургическое, травматологическое, лор-профили.
Ответы на вопросы и жалобы жителей Орска:
Летом на «фильтрах» пациенты ждут на открытом воздухе. Как работа организована зимой?
Поликлиники ранее не строили под современные нормы и то, что должно быть на первом этаже, убрать нельзя – гардероб, регистратуру, рентген-оборудование. Но, например, на Станиславского фильтр полноценный, отдельный, вход сбоку. Там стоят лавочки. На пике подъема заболеваемости (ОРВИ, грипп – прим.ред.) к этому помещению добавляются лестничные пролеты, которые закрываются от других этажей. На улице люди не ждут.
На Пацаева сейчас есть сложность из-за ремонта. Тем не менее, там есть отдельная дверь, куда заходят температурящие пациенты, чтобы потоки не смешивались.
Где должны получать выписку выздоровевшие пациенты?
При обращении больные попадают на фильтр. Забирать выписку они должны либо в регистратуре, либо у врача. Но не на общем фильтре, чтобы не контактировать с только что заболевшими.
Почему в процессе лечения пациентов не направляют к терапевту?
Грипп и ОРВИ – это абсолютно понятные истории и для фельдшера, и для терапевта, понятно, как лечить. И задача фельдшера в этом случае – назначить лечение, его контролировать и в случае осложнений или сложностей подключить терапевта. Есть дежурный терапевт, которые по несколько раз в день спускается на фильтр.
Есть ли преимущества в очереди у пациентов, которые пришли по записи к своему времени?
Все поликлиники должны работать по записи. Но, несомненно, где-то из-за нехватки кадров, где-то из-за желания пациентов, который хочет поехать на работу или прийти за компанию не в свое время, возникают скопления и очереди. Возрастное население также приходит сильно заранее. С чем мы сталкиваемся в итоге: в утреннее время около кабинета скапливаются люди, которые записываются, и примерно столько же, а бывает и больше, тех, кто по каким-то причинам пришел вот именно сейчас. Мы же не можем отказать в необходимой помощи. Понять, что я говорю правду, легко. Надо прийти в 8 утра в поликлинику и в 2 часа дня. И картина будет абсолютно разная.
Как с этим справиться?
Надо понимать, что мы вместе создаем эту скученность по утрам. Если бы это были недоработки только поликлиники, то тогда очереди были бы там весь день, и в 12, и в 2. Значительно меньше работы, очередей физически не возникает. Плюс в пятницу и понедельник всегда работаем в усиленном режиме.
При этом с заведующими и докторами мы разговариваем каждый день. Конечно, тех, кто пришел по всему времени, мы обязаны принять в его время. Появилось несколько свободных минут – приняли вне записи. Мы никогда не сформируем культуру записи, если люди будут понимать, что «и так примут, какой смысл записываться».
Поэтому сейчас задача перед медиками стоит в первую очередь принимать тех, кто по записи.
Есть ли ограничения в числе пациентов при сдаче анализов?
Проблема была (речь про поликлинику на ул. Пацаева – прим. ред). Конечно, у нас есть время забора, но это не значит, что мы будем отказывать в помощи.
Возможна ли обратная связь между пациентами и руководством медучреждений?
Мы планируем со следующего года продумать систему связи с главным врачом через соцсеть. Чтобы руководитель мог видеть напрямую все поступающие жалобы и, если проблема реально есть, решать ее. Чтобы была постоянная обратная связь и пациентов формировалось более позитивное мнение о медицине.
Основные достижения за год
В завершении разговора мы также попросили Павла Орлова выделить основные моменты и достижения орской медицины, которые бы он смог отметить:
На мой взгляд сдвиги происходят из года в год. Медицина развивается, появилось много молодежи, которая набирается опыта у более старших коллег, мы запустили много новых операций, они действительно спасают жизни, активно развивается гематологический профиль, в том числе в плане новейших технологий. Мы взялись за тех хронических пациентов, которые были несколько упущенных во время ковида. Начинаний много, много планов и, я думаю, что у нас все еще впереди.