Заслуженный тренер РФ по боевым искусствам рассказал о своем пути становления и познании философских смыслов айкидо.
Большую популярность в России набирают восточные единоборства. Владимир Тагирович Тагиров, один из основателей Федерации Айкидо СССР (1989 год), поделился с корреспондентом нашей редакции, как пришел к познанию боевых искусств; рассказал о препятствиях, возникающих на пути и многом другом.
«В старших классах я начал заниматься боксом. Тренировался на протяжении 5 лет. Позже, поступив во второй институт, уже в середине обучения обратил внимание на йогу. Если бокс - это спорт, который меня всегда выручал, то тут меня начал привлекать оздоровительный аспект», - начал свою историю заслуженный тренер России.
Распределение после учебы в Дагестан стало поворотным событием в жизни нашего собеседника. Там он познакомился с будущим другом - Ахмедом Рамазановичем Ахмедовым - потомственным врачом, художником, изучающим военные искусства.
«Я пришел к Ахмеду в поисках информации по йоге. Тогда для меня восточные единоборства были скорее экзотикой. Он разъяснил мне, что посредством военного искусства реализуется безусловный инстинкт самосохранения. Половой и пищевой человек удовлетворяет с избытком, а инстинкт самосохранения - нет. Не развиты необходимые для боя системы организма, мышцы и рефлексы. Функция защиты передана в социальные правоохранительные органы, которых, к сожалению, рядом в нужный момент не бывает никогда», - говорит собеседник.
Владимир Тагиров рассказал, что именно под руководством товарища, который был старше всего лет на 9, но стал ему учителем, он начал заниматься карате: «Тогда эти занятия были под запретом. Мы выдавали себя за группу дзюдо, но нас вычисляли и изгоняли из всех залов. Приходилось заниматься тайно, иногда не зажигая света в зале или перенося тренировки за город, на природу», - дополняет он.
Первые познания об айкидо, как системе с высокой идеей, были получены также от старшего наставника. Проникшись философией японского боевого искусства, молодой энергичный мужчина навсегда влюбился в него. Несмотря на регулярные тренировки, все еще возникало очень много вопросов по различным практикам, принципам данного боевого искусства. Современные технологии и доступность различной информации дают возможность человеку в 21 веке делать выбор, опираясь на имеющиеся знания. В 80-е годы таких ресурсов не было. Владимиру Тагирову приходилось искать сведения самостоятельно из разных источников: «Однажды я летал в Ленинград на свою небольшую зарплату, чтобы сфотографировать книгу по айкидо», - смеясь, вспоминает мужчина.
Ситуация изменилась чуть позже: «В 1986 году я вновь прилетаю Ленинград, но уже на стажировку. Здесь я нашел людей, интересующихся айкидо. Появилось больше возможностей взаимодействия с гражданами европейских государств, где люди практиковали айкидо более 30 лет. Это существенно расширило наши познания и было главным, что определило мое решение остаться в Ленинграде», - сообщает руководитель Федерации.
Владимир Тагиров убежден, что любимое занятие нужно отвоевать у жизни, семьи и повседневных забот. Об этом он знает не понаслышке. Мужчина не всегда встречал понимание со стороны близких, не единожды был в разводе, и в итоге обрел поддержку. «Никто, кроме меня самого, не может мне запретить заниматься айкидо», - утверждает инструктор. Будучи детьми, его сыновья занимались айкидо, но, повзрослев, пошли по своему пути, как и дочь: «Внутренне уважение к системе у них осталось, поэтому если захотят, всегда смогут продолжить», - поясняет собеседник.
Обладатель 6 дана считает, что для успешных занятий военным искусством айкидо необходим развитый интеллект: «Человек должен стать в какой-то степени сам себе инструктором. Он должен понимать методику, принципы системы и применять их к своему движению. Нужно научиться так двигаться, чтобы себя не втягивать в борьбу и не вступать в нее. В моем понятии айкидо - это антиборьба», - говорит тренер.
«Невозможно добиться совершенства в этой практике только в зале, оставаясь в жизни грубым и конфликтным человеком. Айкидо не индивидуальное, а коммуникативное искусство. Для того, чтобы объединить со своим действием движение атакующего, нужно научиться чувствовать другого человека. Айкидо – это внутренний стиль, необходима глубокая трансформация, искренняя работа над собой».
Также Тагиров добавил: «Я практически всегда сопоставляю свои действия с принципами айкидо в повседневной жизни. Понимаю, что этот поступок я сделал в соответствии с айкидо, а вот тот – нет».
Вести тренерскую деятельность Владимир Тагиров начал очень давно. Подготовил много «черных поясов». Некоторые из учеников занимают руководящие должности в своих клубах боевых искусств. Однако звание «учитель» к себе не применяет, считая его очень высоким, и просит называть инструктором. Помимо взрослых, он также тренирует детей 6-12 лет в петербургском фитнес-клубе «Красота и Сила».
Наш корреспондент поговорил и с учениками Владимира Тагирова. Они рассказали о тренере и философии, которой он делится.
«Я занимаюсь у Владимира Тагировича уже около четырёх лет. До этого работал с другим тренером, и мне этого не хватало… традиционного. Тагиров придерживается старых традиций, того самого основного, что важно. С ним я ощутил всю полноту идеи айкидо. Я верю, что это работает. Убеждаюсь, что айкидо - это искусство, которым можно заниматься всю жизнь и всегда находить что-то новое», - с большим уважением говорит о своем учителе Сергей В.
Он рассказал, что занятия проходят в доброжелательной и комфортной атмосфере. Тренер не выделяет «любимчиков» и тщательно объясняет нюансы как постоянным ученикам, так и новичкам.
«Каждый раз после окончания тренировки всегда уходишь полным сил. Как будто напитался положительной энергией, даже если до этого был уставший. Видно, что Владимир Тагирович заинтересован в развитии своих учеников. Он досконально рассказывает и делится всем, что знает сам. Для учеников сенсей - большой авторитет. Он очень опытный, много лет занимается айкидо. Люди ему доверяют», - поделился с корреспондентом один из постоянных учеников Владимира Тагирова.
Мы не могли обойти злободневный вопрос и поинтересовались, как заслуженный тренер России относится к уезжающим из страны в связи с СВО гражданам. Ответ получили очень корректный и четкий: «Если бы я был молод, то обязательно был бы на фронте. Для меня это духовная война. Однако предателями никого не считаю. Каждый взрослый человек сам делает свой выбор».
В заключение Тагиров пояснил: «В боевых искусствах на первом месте стоит духовная подготовка, ритуал, этика, отношение к друг другу. На втором - техника, на третьем – физическое состояние. Вам помогут ваши умения в трудностях, если вы сохраните безмятежный дух. Если ваш дух дрогнет – ваши умения исчезнут. Старый, больной, смертельно раненый, вы должны быть способны применить боевое искусство. Все зависит от силы вашего Духа»
О том, что в Ленобласти экс-тренер по тяжелой атлетике пытается вернуть подаренное ему спортивное оборудование, можно прочитать здесь.
Фотоматериалы предоставлены заслуженным тренером России Владимиром Тагировичем Тагировым