Найти тему
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

"... сего дня..." 18 февраля 1855 г.

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • "Сей драгоценной жизни положила конец простудная болезнь, вначале казавшаяся ничтожною, но, к несчастью, соединившаяся с другими причинами расстройства, давно уже таившимися в сложении лишь по-видимому крепком, а в самом деле потрясенном, даже изнуренном трудами необыкновенной деятельности, заботами и печалями"
  • "Вчера состоялось погребение. Было очень грустно, но после того как в тече­ние долгих трёх недель присутствуешь при суете, царящей вокруг бедного покойного денно и нощно, испытываешь чувство облег­чения за него при мысли, что он обрёл нако­нец последнее пристанище"
  • "... он сам назначил в нижнем этаже Зимнего дворца залу, в которой должно было поставить гробницу с его смертными останками, и место для могилы в Петропав­ловском соборе; требовал, чтобы погребение его было совершено с наименьшею, по воз­можности, роскошью: без пышного катафалка, без великолепных в зале и церкви убранств, избегая излишних для казны и, следственно, для народа издержек"
  • "... Кортеж останавливался перед всеми церк­вами, находившимися на его пути: над гробом Императора совершалась лития, и снова совершалось торжественное шествие при похорон­ных звуках колоколов, печальных раскатах барабанов и стечении народа, теснившегося на пути процессии. Прошед мимо Первого кадетского корпуса, кортеж перешёл Неву, по улицам старого Петербурга достигнул крепо­сти и Петропавловского собора. Под священ­ные своды этого собора вступает теперь вели­кий монарх, чтобы величием Престола облечь величие могилы"
-2

По всегдашней своей привычке я не ставлю имена авторов этих заметок... К чему? И без того ясно, что это не... Герцен, скажем. У этого не достало даже такта и стыда просто соблюсти русскую традицию: "о мёртвых - либо хорошо, либо никак". В своём письме от 19 февраля (оперативно!!) он, не сдерживаясь, пишет:

Ну поздравляю,
поздравляю,
поздравляю,
Мы пьяны,
Мы сошли с ума,
Мы молоды стали... Не могу! — двух слов не могу связать. — Умер! Умер!..

Ну, оставим частные фобии Александра Ивановича в сторонке, мы сегодня вовсе даже о другом...

Года полтора назад я уже попытался сколь-нибудь объективно подойти к обострённо-спорной фигуре Императора в небольшом цикле "Николай I. Штрихи к портрету". Уж не знаю, насколько это удалось, но прений было изрядно... что, впрочем, нисколько не удивительно. Формат сегодняшней публикации - всего лишь отрывной листок календаря - не позволяет мне пуститься в очередные "тяжкие" по реабилитации Николая Павловича, один за другим выкладывая на стол тщательно приберегаемые козыри: а вот - каково? а что вы на это скажете? а мы вас по усам!.. и т.п. Слава Богу, я уже довольно потратил на это времени. Нынче же, будучи ограничен в тексте, хотел лишь выделить памятную дату вот какого цвета карандашом...

... Пора бы уже признаться самим себе... тихонечко... чтобы, упаси Господь, никто не слышал... даже самым упёртым и наиболее гневливым хулителям Николая Павловича... признаться в симпатии к нему! Да, именно так! Потому что именно с этим ужасным и свинцово-серым императором намертво связаны едва не самые блистательные имена, самые великие достижения отечественной культуры. Даже появлением особого имперского стиля мы обязаны ему. Да, читатель многоопытный и не чуждый Истории может возразить - мол, и декабристы, и муштра, и военные поселения, и трансплантация московитского культурного гения (здесь я имею в виду уникальное социокультурное явление - нарождение в Первопрестольной таких фигур как Карамзин, Жуковский, Дмитриев, Вяземский, Козлов, Пушкин, Веневитинов, Полевой) на костистое и неуютное тело Петербурга, и удивительное поколение "молодых генералов"... Всё это всего лишь досталось Николаю Павловичу по наследству от "дней александровых" - с их "прекрасным началом" и с вовсе уж съехавшим в кювет завершением. Да, верно! Но согласитесь: надобно иметь особый талант, чтобы придать всему этому довольно хаотичному нагромождению событий, явлений, человеков и социальных противуречий абсолютно законченный и даже логичный вид! "Николаевская Эпоха" - это даже не наполненная глубочайшим смыслом с огромным количеством подстрочников фраза. Это, ежели хотите, целое грандиознейшее ариозо - которое, как известно, есть "разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами". И даже то, что наше теперешнее время с заметною уловимостью всё более напоминает правление Николая Павловича ("раб на галерах", чиновное казнокрадство, абсолютизированная централизация, даже ёмкое слово "Крым") - уже характеризует Императора как ярчайшее явление, придавшее российской (да и мировой) культуре мощнейший импульс.

Фрагмент грандиозного полотна Григория Чернецова "Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге". Картина, кстати, Императору не понравилась!
Фрагмент грандиозного полотна Григория Чернецова "Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге". Картина, кстати, Императору не понравилась!

Даже пресловутый "крымский позор", который - по моему глубочайшему убеждению - никаким "позором" не является, а является убедительнейшим проявлением стойкости русских духа и героизма, до сих пор может служить пособием для современных политиков и сторонников вынужденного изоляционизма. Аллюзионное сходство двух эпох местами столь велико, что невольно напрашиваются на карандаш позднейшие последствия исторического развития России. Вот только слишком уж бьют по глазам культурные различия: ни пушкиных, ни вяземских, ни брюлловых, ни глинок, ни даже неподражаемых оригиналов толстых-"американцев... и всё больше "петрашевцев" (в разрезе умения выстроить и преподать их дела - так, как это сделал умелец Липранди). Культурный угар Империй уходящих сопровождался дичайшим трэшем во все времена: вспомним хоть Римскую, хоть Российскую десятых годов XX столетия. Об эпохе Николая I мы этого сказать не можем. Одно это достойно того, чтобы оторвать с нашего умозрительного календаря очередной листок с очередною датой, заставившей меня, и - надеюсь - вас тоже крепко призадуматься и... жить дальше. На сём умолкаю, ибо и так, кажется, наговорил тут... лишнего!

-4

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие выпуски "... сего дня...", а также много ещё чего -в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем