Найти тему
Советское Кино

«Белые Росы»

Фильм «Белые Росы» вышел в кинопрокат СССР в 1984 году. Фильм сделан в жанре комедии, хотя по многим приметам он скорее принадлежит к жанру «посерьезнее» – сатира уж точно. «Белые росы», на мой взгляд, можно очень продуктивно использовать для составления описательного определения термина «трагикомедия». Словом, фильм не без драмы.

Фундамент сюжета лежит на замещении простой и честной деревенской жизни городским бытом. Деревенька Белые росы в скорости подлежит сносу, городские типовые многоэтажки видны уже за околицей. Предстоящий переезд в городские квартиры ожидают разные поколения людей, испытывая при этом разные чувства. Главные трагические роли исполнили Всеволод Санаев и Борис Новиков, сыгравшие двух стариков. Старики, понятное дело, переживают переезд тяжело. Санаев предстает в образе умудренного опытом старца Федоса Ходаса, а Борис Новиков играет роль хитренького баламута, которого ничему вроде бы жизнь не научила, но природное чутье на «умение жить» - феноменальное.

Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/5954
Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/5954

Федос – человек основательный и серьезный, он вырастил троих детей и каждое его слово уже как будто давно выверено им (осталось только сказать). У Федоса три сына, заботы о которых сильно отвлекают его героя от переживаний за судьбу деревни: у одного нет детей, у другого нет жены, у третьего есть и дети и жена, но супруги планируют разводиться. Федос разговаривает всерьез в основном с детьми. Так, именно к сыну обращены его слова о том, что разговаривать надо душой, а «уж если ей не получается, то что языками попусту трепаться».

С героем же Новикова у Ходаса в основном случаются приключения. Тимофей (так зовут друга и соседа Федоса) – человек совершенно другого склада, слишком предприимчивый он, чтобы быть степенным. Его удел – подбить Ходаса выпить настойки сомнительного происхождения (а после согласиться на «промывания»), то убедить попробовать экспериментальные методы лечения поясницы раскаленным кирпичом, а после, убегая, кричать: «Поднялся ведь, бегаешь! Я вас, дураков, бесплатно лечу, а если б за деньги – на Мерседесе ездил бы!».

Однако «Белые росы» не ограничивается прощанием двух разнохарактерных стариков с деревней на фоне бесконечного пикирования друг с другом. Он намного более многопланов. Все хлопоты Федоса о судьбе сыновей не только формируют три сюжетные линии внутри фильма, но и превращают его из фильма-прощания с деревней в киноэпопею «энциклопедия позднесоветского быта».

В семье Василия (младшего сына Федоса) жена изменила с прежней любовью. Развод вроде – дело ясное, правда, состояться ему трудно. Супруги не знают, как сформулировать причину развода, стыдно. Василий решает разыграть алкоголика и выпить перед рассмотрением бракоразводного дела. Однако по дороге он видит мчащуюся по склону в направлении перекрестка детскую коляску. Василий бросается к коляске и сбивает ее, чтобы остановить. Увы, в коляске оказывается стеклотара.

Разбирательства с хозяином коляски приводят Василия в отделение милиции, где он «за хорошее дело» получил пятнадцать суток. С разводом приходится повременить. Причем, когда милиционеры разобрались в сути произошедшего, они хотят отпустить Василия, но тот отказывается, так как ни на кого жаловаться не будет. Правда потом он «подменяется» на время с братом, чтобы сбегать на праздник к дочери. Из-за этой нелепости какую-то ночь в камере проводит братец. Что сказать – нелепица!

Василий (актер. Николай Караченцов) вообще представляется знаковым персонажем в фильме. С Федосом – все понятно, как он жил и где. Сын же его Василий – кроме симпатии ничего не вызывает. Он хороший отец, веселый человек, у него есть убеждения и практически он не совершает ошибочных действий (мелкие промахи в счет не идут). Он умен, предприимчив и изобретателен. Именно он догадался играть на гармошке в гнезде аиста, чтобы тот не обживал привычного места в гибнущей деревне. Ну, немного абсурдно – но логично!

Именно Василий – самый перспективный человек для будущей жизни в том городе, который придет на смену «Белым росам» (он семьянин, у него у единственного из «молодежи» есть дети). При этом жизнь Василия почему-то представляется нескладной и неопределенной в полной мере. Больше всего зритель волнуется за него и судьбу его семьи. Каким будет это будущее – неясно. Такая трагикомедия.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц