Найти тему
Baltnews

Быть или не быть: что ждет "Северные потоки"

Будущее газопроводов "Северный поток–1" и "Северный поток–2" принципиальным образом зависит от характера отношений между Россией и Европейским союзом, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Если текущие конфликтные тенденции продолжатся, то, скорее всего, как и сейчас, "Северный поток–1" работать не будет. Если же будет найден какой-то компромисс по украинскому вопросу, а может, Европа осознает нерациональность для себя экономической войны с Россией, которую Европа сейчас ведет, то возможность договориться о перезапуске проекта, о начале ремонтных работ будет", – отметил эксперт в разговоре с Baltnews.

Напомним, 26 сентября сразу на двух российских экспортных газопроводах – "Северном потоке–1" и "Северном потоке–2" – произошли теракты. ЧП привело к остановке работы. Россия инициировала дело об акте международного терроризма.

Место утечки газа на газопроводе "Северный поток" в шведской экономической зоне, 29 сентября 2022
Место утечки газа на газопроводе "Северный поток" в шведской экономической зоне, 29 сентября 2022

Как в октябре заявлял глава "Газпрома" Алексей Миллер, восстановление проведенных участков может занять не один год, однако в реальности работы могут пройти быстрее. Однако на деле оперативная починка газопроводов возможна только в случае совместной работы Европы и России.

"Но это если была бы кооперация между Россией и Европейском союзе. Если же в ближайший год мы никакой кооперации не увидим, не увидим отказа Европы от экономической войны, то значит "Северный поток–1" работать не будет, взорванные трубы останутся взорваны", – заметил Станислав Митрахович.

Проблема в том, что, если ситуация не изменится, пострадает в первую очередь Европа. Можно подсчитать, что с момента диверсии газ напрямую фактически не поставлялся ни в октябре, ни в ноябре. Эта тенденция сохранилась на декабрь, а возможно, сохранится и в январе, феврале и марте. В таких условиях ЕС придется жить с учетом ограниченного притока российского газа. Митрахович отметил, что на начало декабря 2022 года в Европу приходило всего около 20% от того, что поставлялось в предыдущие годы.

-3

Проблему в сфере энергетики после произошедшего на "Северных потоках" признали и в Германии. Еще в начале декабря депутат "Альтернативы для Германии" Штеффен Котре во время выступления в бундестаге выступил с весьма откровенным заявлением. По его словам, отказываться от российского газа, не имея при этом никакой альтернативы, – "уровень моего двухлетнего сына, который швыряет свою соску и потом удивляется, почему он больше не может ее сосать".

Безусловно, есть другие пути для газа– через Украину, Турцию, а также поставки СПГ. Но все эти маршруты находятся в зоне риска. Поэтому, по мнению собеседника Baltnews, Европе придется начать готовиться к жизни без российского газа, причем не просто в условиях сокращенных поставок, а при полном их прекращении.

"Это потребует дальнейшего сокращения потребления газа в промышленном секторе, если есть возможность, будут закупать СПГ, но это будет зависеть от того, сколько СПГ свободного будет на мировом рынке и какая будет его цена. Я думаю, что без того, чтобы ограничивать потребление своей промышленности, Европа в любом случае не сможет выстроить энергобаланс в 2023 году", – резюмировал Митрахович.