Глава 1. Спирт, бензин и сухой закон.
В начале 20 века, а конкретно в 1910 году миру был представлен Ford Model T. Дешёвый автомобиль, который мог себе позволить практически каждый. И постепенно стала расти потребность в топливе для автомобилей. К слову, раньше в ДВС не использовался бензин А этанол, те спирт. Этанол производился из зерновых культур, которых на территории США произрастало немалое количество и следовательно с легкостью можно сделать вывод о том что данный вид топлива стоил очень дёшево. Конечно, были автомобили, которые ездили на керосине, но их было очень небольшое количество.
17 января 1920 года. Именно в этот день в силу вступает сухой закон. На всей территории страны запрещен любой спиртосодержащий продукт и естественно этанол перестали использовать в качестве вида топлива. И люди нашли альтернативу. Некоторые автопроизводителя додумались использовать в качестве топлива керосин. Конкретно керосин (маслянистый и долго горит) получают в процессе нагревания нефти.
В 1859 в Пенсильвании пробурили первую нефтяную скважину, и в тот момент нефть стоила 16 (440) долларов за бараль (158 литров). Далее на всей территории США стали находить нефтяные месторождения. И керосин делается напрямую их нефти, но по непонятным причинам конечный продукт получался довольно таки дорогой и низкого качества. Эту проблему замечает молодой предприниматель Джон Рокфеллер, который в 1870 году основывает компанию Standart Oil. И первое, что сделали в этой компании, решили проблему качества керосина. А нужно было всего лишь добавить в скопившиеся пары керосина серную кислоту, которая отделяла чистый керосин от примесей таких как гудрон. Вторым важным решением в компании стало использование того самого гудрона, в то время когда другие нефтяные компании выбрасывали его, в standart oil, из него делали парафиновый воск, который пользовался огромным спросом и бензин, который использовался вместо угля на своих же производствах. Также неочевидной проблемой была доставка керосина. И транспортировка осуществлялась в деревянных бочках, через щели в которых часть керосина просто вытекала, это было одной из причин дороговизны керосина. Поэтому Джон Рокфеллер решил просто организовать собственное производство качественных бочек. А когда компания стала производить и поставлять значительную часть керосина. Джон Рокфеллер смог продавить серьёзные льготы, скидки на тарифы по доставке по железнодорожным путям. Все эти правильные решения позволили в будущем Standart Oilстать самой большой и влиятельной нефтяной компанией.
Глава 2. Яд встаёт на конвейер
По ходу повествования мы приближаемся к периоду 40-50 годов 20 века. Возникает новая проблема. ДВС современных на то время автомобилей часто ломаются. Проблема была в топливе, а именно октановое число было слишком низкое. Поэтому в институте нефти США был приглашён Томас Миджли и Чарльз Кэтеринг, которые в течение 6-ти лет использовали различные присадки, для увеличения октанового числа. И решение нашлось. Идеальной присадкой оказался свинец, он был дёшев и увеличивал качество топливо, при котором моторы автомобилей работали как часы. И тут же технология получения данного топлива появляется на заводе Standart oil….
Серьёзные проблемы не заставили себя долго ждать. Как уже на тот момент времени было известно, что пары свинца очень вредны и опасны для человеческого организма. Вдыхая их человек получает полное отравление всего организма, нарушается работа нервной системы и работа мозга. Поэтому уже в ближайшее время на заводах по производству тетраэтилсвинца стали умирать люди. Поднялась общественная паника, а также этими инцидентами заинтересовалась власть. Но разбирательство приостановили так как следствием не было доказано, что работники умерли именно из-за отравления парами свинца. Позднее и обычные граждане стали жаловаться на ухудшение здоровья, кто-то уже отправлялся в псих.больницу, были и те кто не выдерживал и заканчивал жизнь самоубийством. Учёные били тревогу, о том что свинцовый бензин опасен и нужно его запретить, с целью недопущения мировой экологической катастрофы.
В какой-то степени самому государству было выгодно не расследовать данной дело потому что налоги от нефтяной промышленности в казну составляли миллиарды долларов. А плата за это в несколько десятков смертей рабочих вполне разумна.
Глава 3. Один против всех
В то время когда правительство США закрывали глаза на всю печально складывающуюся ситуацию со свинцовым бензином. А во всем мире случались экологические коллапсы, уносившие человеческие жизни.
В одном из университетов учёный по имени Клэр Паттерсон решил провести собственное исследование и главной его целью было найти ответ на вопрос: является ли свинец причиной масссовых смертей и заражений на планете?
Для этого Паттерсон взял в качестве образца:
перуанский зуб возрастом 4500 лет с вот таким содержанием свинца-0.00000056.
затем была взята египетская кость возрастом 2200 лет (человеческая) с содержанием свинца-0.000007.
А в скелете современника было содержание свинца равное-0.00035.
Следовательно можно посчитать, что свинца в человеке 1970-х годов было больше в 600 раз, чем в человеке жившего 4500 лет назад. И это становится неопровержимым доказательством того, что свинец опасен.
Клэр Паттерсон начинает на прямую рассылать результаты своих исследований политическим деятелям так или иначе связанных с экологией.
И одним из таких людей, кто услышал учёного стал Эдмунд Маски губернатор штата Мэн. Он тоже интересовался и решал проблемы экологии, тем самым он смог получить поддержку среди жителей штата. Благодаря этой поддержке Эдмунд Маски получает место в ООН. И уже там, на уровне государства, поднимается экологический вопрос.
И по общему решению собрания ООН, в 1972 году Морис Стронг был выбран в качестве главы ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде). Задачей Мориса Стронга было ездить по всем странам мира, общаться с правителями государств и пытаться решить вопрос экологии. И если Эдмунд Маски развивал экологическое движение на территории США, а Морис Стронг придал этому движению общемировой масштаб.
Стронг был одним из членов Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной в качестве независимого органа Организацией Объединенных Наций в 1983 году.
Результатом 20-ти летнего труда Мориса Стронга становится Саммит Земли 1992 года, на котором все главы всех государств подписали документ о введении евростандартов. И уже в 1995 году свинцовый бензин полностью отсутствовал на заправках по всему миру.
Глава 4. Спасут ли нас электромобили?
Любое сложное техническое устройство, каким и является электрокар имеет срок службы. Больше всего нас здесь интересует аккумулятор так как именно он является главнейшей деталью. И когда аккумулятор потеряет свои свойства, то его утилизировать не получится. И единственный способ переработать аккумулятор это сжигать его. А это просто невероятно огромное количество вреднейших выбросов в атмосферу. Но даже если представить, что мы разобрали аккумулятор, при чём именно мы, люди, робот не сможет этого сделать так как у всех автопроизводителей батареи разные, а роботу нужны стандартизированные батареи, он не поймёт если она будет другой формы или толщины. При этом человек при разборе батареи может получить химический ожог. Но есть ещё большая проблема, сырьё полученное после очистки батареи грязное и на производство ни один производитель такое не купит. Так как дешевле и лучше использовать новые материалы
Ещё один вопрос с какими потерями электричество доходит от электростанции до нашей розетки? Тем более заряжая свой экологичный автомобиль тоже идут потери. Электростанция-хранилище-трансформатор-распределительная станция-домашняя розетка-зарядка-аккумулятор электромбиля. И вся эта энергия в каждом из этих устройств и в проводах потеряется и следовательно суммарно КПД (коэфициент полезного действия) элетрокара будет сильно меньше КПД бензинового двигателя. А что касается зарядных станций, то одна электросеть в мире не выдержит, если вечером все люди города или даже страны поставят свои «зелёные» автомобили на зарядку.
Более того на сегодня действующие эконормы (euro 6) подразумевают под собой установку такого количества экологических систем, которые очищают изначальные выбросы двигателя до смеси почти не содержащей твёрдых углеродных частиц. И следовательно можно сделать вывод,что современные ДВС максимально чистые и экологичные и по исследованиям за один год эксплуатации тормозные колодки и шины «выбрасывают» в атмосферу больше вредных веществ, чем современный двигатель.
Но вернёмся к электрокарам. Аккумуляторы производятся из лития и кобальта. Литий добывают из соланчиков в Чили. И для того чтобы добыть одну тонну лития нужно переработать 750 тонн соляного раствора или литий можно добыть из породы и для получения той же одной тонны лития надо переработать 250 тонн породы. И далее для химической очистки лития нужно испарить 1900 тонн воды и в процессе выделяется тонны углекислого газа, который так вреден для атмосферы нашей планеты. А эта вода пригодилась бы фермерам в Чили, у которых в случае небольшой засухи умирает весь урожай из-за нехватки воды. Помимо лития в аккумуляторах содержится ещё и кобальт, который как метал более редкий и практически весь добывается в Конго, в шахтах, куда могут пролезть только дети.
Таким образом можно сделать вывод, что все те самые экологические митинги, производство электрокаров, рассказы о светлом электрическом будущем это не реальная экология, которая спасет нашу планету, а экология, которая пока кому-то очень финансово выгодна. Настоящая борьба за состояние нашей планеты будет тогда, когда из этого можно будет извлечь огромную финансовую прибыль.