Одна из станций второй очереди будет заниматься ускоренной разработкой противовирусных препаратов.
— Строительство нулевого цикла источника синхротронного излучения (СКИФ) завершено: подготовлены фундаменты, загружены все виброслои, забиты сваи. Есть отставание по строительству, по ряду позиций не достигнуты проектные значения по изыскательским работам, но намечена дорожная карта по купированию отставания, и сейчас она выполняется, — сообщил директор Института катализа имени Г.К. Борескова СО РАН Валерий Бухтияров.
По его словам, к середине января документы должны прийти из Госэкспертизы с устранением выявленных замечаний — и можно будет выходить на стройку «выше земли». К этим работам генподрядчик «Концерн «Титан» планирует привлечь новосибирских подрядчиков.
— Курирует работы на объекте экс-министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт, который хорошо знает рынок и может оценить возможности его участников. Сейчас мы представили на рассмотрение подрядчику пять местных компаний, — добавил Бухтияров.
Помимо сдвижки сроков строительства, сложности возникли и с изготовлением оборудования. Часть партнеров, с которыми уже были подписаны соглашения по реализации проекта, отказались поставлять оборудование и компоненты. В итоге их пришлось разрабатывать внутри страны. ИЯФ СО РАН в итоге представил новые сроки исполнения контрактов со сдвижкой на год. Но, по словам Валерия Бухтиярова, в сложившихся условиях это очень быстро.В 2022 году институт катализа планирует заключить договоры по четырем станциям. Еще по двум, где доля импортного оборудования максимальная, принято решение заменить его на более простое, которое уже имеется в ИЯФ и ИК СО РАН.
— Что касается отложенных станций, то их структуры проработаны и согласованы с изготовителями. Надеюсь, что в какой-то момент мы сможем их достроить, — добавил Бухтияров.
В итоге сроки исполнения работ по строительству «СКИФ» и шести станций уже сдвинуты на год — до конца 2024 года. Эта сдвижка пока не утверждена указом президента РФ, однако все предварительные согласования получены, заверил глава ИК СО РАН. Он не исключил, что стоимость СКИФа и станций снова может вырасти. Напомним, что сейчас на их создание планируется направить 47 млрд рублей.Участники пресс-конференции также прокомментировали перспективы строительства станций второй очереди. Валерий Бухтияров сообщил, что, по данным ИЯФ, структура накопительного кольца позволяет увеличить количество станций с 30 до 46.
— У нас намечен план: начиная с 2026 года вводить в эксплуатацию по две станции в год. Сейчас идет обсуждение структуры этих станций, — добавил он.
Заместитель директора ЦКП «СКИФ» по научной работе Ян Зубавичус уточнил, что пока для станций второй очереди не определены механизмы финансирования, но специализация некоторых из них уже очерчена.
— У всех на слуху наш совместных проект с ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» о создании комплекса станций для ускоренного цикла разработки противовирусных препаратов. Это очень сложный проект, но его потенциал позволит решать задачи национального масштаба. Мы помним, как тяжело прошелся по стране ковид, — говорит Зубавичус. — У нас есть наработки по этой станции, понимание состава оборудования. Примерная оценка стоимости проекта — 4,5-5 млрд рублей.
Еще одно направление — реализация потенциала синхротронных станций как образовательной платформы.
— Мы проектируем станции, которые станут образовательными полигонами. Например, с НГУ. Думаем про станцию инженерного материаловедения с НГТУ, — говорит он. — У нас также есть амбициозный проект по созданию станции диагностики современных функциональных материалов в инфракрасном диапазоне.
На сегодняшний день ЦКП «СКИФ» представляет собой комплекс из 34 зданий и сооружений, а также инженерного и технологического оборудования, обеспечивающий выполнение научных исследований на пучках синхротронного излучения. Ранее редакция сообщала, что в СО РАН запущена первая очередь линейного ускорителя для синхротрона СКИФ.