В истории философии выделяется условный период (с VII по V век до н.э.), с которым связаны имена древнегреческих мыслителей, живших, за некоторым исключением, до Сократа (469 – 399 гг. до н.э.). Почему Сократ? Такое разделение философов, возможно, обусловлено тем, что Сократа вдруг заинтересовало внутреннее «устройство» человека. До него же мудрецы изучали космос, сотворение и тому подобные внешние (естественнонаучные) аспекты реальности. Это официальная версия и, так сказать, нам на заметку. Но кто был до Сократа?
Их обозвали «досократиками». Первой из древнегреческих школ с указанным выше подходом являлась милетская школа (по названию города Милета). Замечательно, основателем школы выступил Фалес Милетский (640 – 546 гг. до н.э.). Сама же школа имела естественнонаучную направленность.
«Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) была преимущественно естественно-научной и ставила своей целью описывать и объяснять мироздание в его эволюционной динамике: от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ».[1]
Собственно говоря, с Фалеса и начинается как таковая философия (по современным научным представлениям). Фалеса можно (здесь могут быть соответствующие оговорки) причислить к материалистам. Но для него вся материя была одушевлена, отчего он являлся приверженцем гилозоизма. Как раз идею об одушевлённости материи проводили в жизнь представители милетской школы. Но много внимания уделяется почему-то воде. «Всё произошло из воды», - утверждал Фалес. Вода представлялась неким правеществом, в состоянии текучести и аморфности. Как так всё из воды? Наверняка тут смысл завуалирован. Есть исследователи, которые предлагают понять Фалеса. Что ж, давайте также попробуем это сделать.
С воды начинается реальность, а философия, в свою очередь, начинается с утверждения, что всё есть вода. «Однако давайте попытаемся понять Фалеса. Явно неразумно приписывать ему утверждение «всё есть вода» в буквальном смысле».[2] И мы тоже так считаем.
Вполне себе правдоподобно, что Фалес водой символично называл первооснову бытия. Но почему? Предлагается следующим научный ответ. «Фалес оперировал с двумя, выражаясь современным языком, состояниями воды. Это вода в «обычном» жидком состоянии и вода в трансформированном состоянии. Вода существует частично в виде недифференцированной первоосновы (жидкая вода) и частично в виде дифференцированных объектов (всего остального).[3] Но ведь разумная версия.
Всё крутится вокруг первоначала. Из «недифференцированной воды» возникают объекты реальности при дифференциации. А когда наступает время, обратно «окунаются» в воду, растворяясь (исчезая) в ней. Фалес по сути дела сформулировал проблему философии, которая связана с праматерией Вселенной. Как раз проблема субстанции получила своё начало в философии со стороны Фалеса.
Эпизод с Фалесом показывает определённую подоплёку той ситуации, когда наука отделилась от философии. Самого же Фалеса правомочно считать, как философом, так и выдающимся естествоиспытателем своего времени. В натуральной философии Древней Греции сходились признаки объективного мышления, а также абстрактной мыслительной активности. Но Фалес «освободил мышление, как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязавших его к непосредственным чувственным впечатлениям».[4] Отчего современные исследователи причисляют Фалеса к учёным. Одновременно имеется парадокс, заключающийся в том, что Фалес различал дух и вещество и придерживался концепции одухотворённой материи. Что не так было с Фалесом? Как его понимать?
Придётся предположить, что Фалес имел доступ к знаниям тайных орденов. Поэтому и оказался он создателем, так сказать, традиционной школы. И Фалес хорошо был знаком с символикой воды в качестве первоосновы. Позднее мы к ней вернёмся, когда «обрастём» дополнительными данными, но «всё произошло из воды», - известный среди тайных заведений принцип. Это принцип гилозоизма, который обозначал, что более плотные объекты были «проявлены» их жидкого недифференцированного и аморфного агрегатного состояния. Данный принцип, между прочим, изначально находился в древней халдейской Каббале, не зря «дух произвёл всё, паря над водами». Этот же принцип мы встретим в других источниках. Но вначале нужно понять Фалеса.
[1] История философии: Учеб. пособие для стул. высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр НПАДОС, 2001. С. 27
[2] История философии: Учеб. пособие для стул. высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр НПАДОС, 2001. С. 23
[3] История философии: Учеб. пособие для стул. высш. учеб, заведений / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. — М.: Гуманит. изд. центр НПАДОС, 2001. С. 25
[4] История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева A.A. Кротова, Д.В. Бугая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2008. С. 86