«Я не понимаю по-русски. Говорите на английском!» – учительница Евгения Игоревна вовсе не строгая, но сегодня у нее категорическое требование: ни слова на родном языке. А задание такое интересное – рассказать случай из жизни, чтобы всех удивил. Собираем кубики историй. И у меня есть чем поделиться. Сосед по парте уже поведал о необычном путешествии, правда, путался, слова трудно подбирал, но мы все поняли. Мне тоже хочется рассказать. Как же это по-английски?
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
На уроках Евгении Игоревны Смирновой скучать не приходится. Даже если ты любитель вместо тетради или словаря в окно поглядеть. В ее преподавательской методике, естественно, присутствуют привычные алгоритмы уроков. Основную задачу для себя как учителя она ставит так: вовлечение в активное восприятие знаний максимального количества учеников через эмоциональный план. Поэтому любой урок становится педагогическим ответом на настроение детей именно сегодня, на готовность к обучению класса в целом и каждого ученика в отдельности.
Из дополнительной в основную
Нет, не собиралась, не планировала Евгения Смирнова становиться учителем. В семье педагогов не было, хотя уважение к профессии присутствовало всегда и передавалось из поколения в поколение. Училась Евгения в школе с углубленным изучением английского языка города Рыбинска Ярославской области.
Иностранные языки всегда привлекали. Но вот казус. На ЕГЭ получила низкий балл в результате нервного фактора: не перенесла в бланк ответы с черновика. Это из ее личного поучительного сторителлинга: всякое бывает в жизни. Зато во время подготовки к следующему экзамену через год утвердилась во мнении, что именно иностранные языки станут ее профессией. Видела себя переводчиком, лингвистом и в Ленинградский государственный университет имени Пушкина поступила на данное направление. Педагогика шла лишь дополнительной специальностью.
На выпускном курсе на экзамене по методике преподавания требовалось продемонстрировать фрагмент урока, используя примеры из практики, которую студенты проходили в начале пятого курса. Получилось так здорово, что экзаменаторы посоветовали поработать в школе, очень уж интересным и неординарным оказался урок.
«Почему бы и не попробовать? – подумала выпускница. – Не понравится, уйду в другое дело».
А ведь сначала не очень и понравилось. Первый год работы в школе Евгения Игоревна вспоминает одной фразой: «Было сложно».
Во-первых, очень большая нагрузка для молодого специалиста. Работа шесть дней в неделю, иногда по восемь уроков в день, да еще «окна». Единственный выходной частично тоже принадлежит школе: что-то доделать, что-то приготовить к следующей неделе.
Во-вторых, начинающий педагог обнаружила, что кроме передачи знаний в ее задачу входит поднять мотивацию к обучению.
Трудности, как известно, сами могут стать прекрасным учителем.
Смирнова сделала несколько полезных для себя и для процесса преподавания выводов. Первое: научиться четко выстраивать личный график. К тому же стало объективно легче, когда школа перешла на пятидневку. Второе: универсального урока быть не может. В каждой конкретной ситуации урок нужно строить по-разному.
Сейчас Евгения Игоревна преподает английский язык в параллелях шестых, восьмых, девятых, одиннадцатых классов общеобразовательной школы №44 города Рыбинска. Это не значит, что для всех классов параллели достаточно подготовить единую матрицу урока. Не только ученики бывают разные, но и классы.
В одном сформировался достаточно высокий интерес к иностранным языкам, он настроен на обучение и в целом усидчив и работоспособен. А в другом не любят отвечать у доски, ощущают скованность в устной работе. Значит, акценты в классах будут расставлены педагогом неодинаково.
– Я стараюсь идти от детей. Войдя в класс, хочу сразу понять, почувствовать его настрой. Иногда это удается словить за считанные секунды, особенно если работаешь с группой не первый год.
Вот перед тобой 30 человек. И все личности! У каждого свои интересы: кому-то хочется поговорить про футбол, кому-то – про путешествия. В группах бывают те, кто задает тон, настроение. Это не обязательно признанные лидеры. Например, у ребенка неприятности, на перемене обсуждал с друзьями, теперь под впечатлением не только он, но и приятели. Или у мальчика день рождения, а атмосфера такая, будто день рождения сразу у всех! Подобные вещи я учитываю. Перестраиваюсь сама, иногда меняю формы работы, – делится учительница.
Педагогу важно быть в гармонии с классом, чтобы хорошо выполнить свою основную задачу – дать знания.
Не торопись отказаться, сначала попробуй
В доперестроечные времена изучение иностранных языков в школе редко подкреплялось их применением на практике. Сейчас, казалось бы, ситуация изменилась. Языки нужны для поездок, для общения с иностранцами, которое, несмотря на социальные и политические катаклизмы последних лет, в жизни многих присутствует. И все же престиж предмета далеко не самый высокий.
Ученики неспециализированной школы нечасто выбирают английский язык для сдачи государственного экзамена. Предмет достаточно сложный, это понимают умненькие и практичные современные детки. Но без него не обойтись во многих актуальных направлениях. В Рыбинске открыт филиал МАИ, для поступления важен язык. Будущие программисты тоже должны обладать как минимум базовым знанием английского.
Школа №44 Рыбинска, как многие учебные заведения России, вмещает гораздо больше учеников, чем было запланировано при строительстве здания. Значит, двухсменка, меньше возможностей для внеурочной деятельности, кружков и дополнительных занятий.
Задача педагога – дать максимально на самом уроке. И опять мы возвращаемся к теме мотивации и интереса.
– Позиция «нам язык не нужен» присутствует и сейчас. Так думают многие родители и передают эту точку зрения детям. Я говорю учащимся, что лет до 15‑16 человек обычно не знает, что ему пригодится в жизни, а что – нет. Если бы я не изучала физику, вряд ли поняла бы, что я не физик. Если бы не изучала историю, возможно, не узнала бы никогда, как мне интересен предмет. Надо пробовать! А сказать «не мое, не подходит» мы всегда успеем. Родителям же я объясняю, что иностранный язык развивает многие качества. Например, такие важные в переполненном информацией мире, как память. Английский насквозь логичен. У него крепкий каркас, он учит видеть структуру. Не случайно те, кто хорошо понимает математику, легко осваивают английский язык. Главный же довод в пользу языка: его знание дает ощутимое конкурентное преимущество для тех, кто ставит перед собой цели высокого социального продвижения. Понятно, что это мотивация не для всех, а лишь для самых амбициозных, – считает Смирнова.
– Евгения Игоревна, вы сами любите смотреть фильмы на английском языке?
– Прежде всего я люблю читать на английском языке, мне нравится взаимодействие с литературным текстом. Во время учебы в вузе увлекалась современной литературой: «Дневник Бриджит Джонс», книги о Гарри Поттере. Фильмы же смотрю в оригинале с целью наблюдения за развитием языка, который очень быстро меняется, появляются новые выражения, шутки, сокращения. То есть созерцаю кино не просто как зритель, а как лингвист.
Среди учеников Евгении Игоревны Смирновой есть победители языковых олимпиад разного уровня. Среди тех, кто выбрал предмет «Английский язык» на ЕГЭ, никто не получил на экзамене меньше 75 баллов.
Сравнивать себя надо с собой
Есть люди, которые по природе своей любят соревнования. Есть те, кто терпеть не может конкуренцию в любом виде. Но большинство находятся между этими крайними полюсами. Евгения Игоревна Смирнова в данном вопросе относится к большинству. О конкурсе и конкурсной славе она не мечтала. Но, когда директор учебного заведения, видя успехи педагога, понимая, что ее методика ведения уроков интересна не только своим, предложила принять участие в главном учительском соревновании страны, Смирнова не отказалась. Как человек ответственный к подготовке подошла серьезно. Вот только сначала удивилась: «У меня какая-то особая методика?»
Потом посмотрела на семилетний опыт преподавания, и стало очевидно: «Да вот она, моя методика, лежит передо мной на самом видном месте! Просто я ничего не придумывала. Двигалась в соответствии с собственным представлением об эффективности обучения».
Тема эмоционального интеллекта привлекла Смирнову еще в допедагогический период в применении к самой себе. Использовала несколько лет, затем естественным образом перенесла в работу с учениками. Эмоции помогают запомнить, усвоить материал, поработать с ним. Учитывая личностно значимый аспект школьников, педагог получает наилучшие результаты.
– Участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года» – это колоссальный труд, не только мой, но всей команды: коллег, методистов. Чтобы выйти и непринужденно провести урок или мастер-класс, нужна огромная подготовка. Мы не ставили задачу победить. И как радовались, когда в регионе нас признали лучшими! Моя главная победа в другом. Я колоссально выросла за период конкурса в сравнении с самой собой.
Марина РОМАНОВА, Ярославская область
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».