Найти тему

Признаки психологически взрослого человека

В своих статьях и видео, на курсах и программах я очень много говорю про процесс психологического взросления, про то, как важно женщине стать внутренне взрослой. Недавно на интенсиве девочки спросили меня: "А как это – быть взрослой? Какая она, взрослая женщина? Какие бывают ощущения, когда мы вдруг станем завтра взрослыми?" Тогда я попыталась отшутиться, мол, "Посмотрите на меня. Взрослый – это про это". Но девочки продолжали настойчиво спрашивать, и я поняла, что легко отшутиться не получится и действительно очень важно понимать, к чему стремиться, чего хотеть.

Про стабильность

Для меня взрослый человек – это прежде всего стабильность. Stability. Я, в целом, не люблю иностранные слова, но именно слово "stability" очень отражает энергетику этого состояния.

Где стабильность и где ребёнок? Эти понятия несовместимы. Психика ребёнка нестабильна, что отражается во всём. В настроении: сейчас ребенок счастлив, доволен, с ним все играют, он захлебывается от восторга. И вот с ним перестали играть или обидели, соседский мальчик ударил или отнял игрушку, и ребенок моментально из мега счастливого может стать таким же мега несчастным. Так ведь?

Психика и эмоции ребёнка нестабильны, его настроение и состояние меняются на противоположные за одну секунду. А ведь большинство из нас, взрослых, также нестабильны в жизни.

Во-первых, это проявляется в процессе воспитания детей. Сегодня мама строгая, решила заняться воспитанием: то нельзя, сё будет вот так, теперь ты будешь делать уроки, потом ты будешь гулять, затем ты будешь смотреть телевизор. Процесс воспитания прошел суперски.

Но через 2-3 дня у мамы меняется настрой: наладились отношения с мужем, кто-то ей позвонил, мужчина что-то подарил, и она вся довольная говорит: "Ну ладно, иди смотри телевизор, ничего страшного" или "Да, да, да, теперь все можно". Понимаете? Она забыла про все те требования и ограничения, которые выдвинула. Ей стало жалко ребёнка, и все эти наказания уходят. Это нестабильно! Нет этого stability, этой ровной линии: "сказал-сделал". А почему нет ровной линии?

Потому что когда сказал строго, перегнул палку, то приходит чувство вины. И через время сдуваешься, как шарик, даёшь поблажки. Идёт перекос: то сильно строго, то никак. А серединки, когда и не сильно строго, и не никак, – нет.

Также наша "взрослая" нестабильность проявляется в отношениях с мужчиной. То "Я безумно счастлива. Он самый лучший. Господи, как мне повезло, всё так замечательно в моей жизни". То: "А нужен ли он мне? Мой ли это мужчина? Я чувствую себя глубоко несчастной женщиной и вообще всё плохо".

Аналогичная картина – в собственных переживаниях: то вы чувствуете, что вы на коне, у вас всё классно получается, есть достижения в работе, дела спорятся, и в целом вы просто суперская. Лучше быть не может. То вы чувствуете себя самой несчастной, никому не нужной, не реализованной, будто не дотянули, не достигли.

фото автора
фото автора

То есть вас мотает в том, как вы ощущаете себя. От грандиозной до ущербной. А это гордыня. (Не буду здесь останавливаться на этой теме подробно. Вы можете забить в строке поиска сайта "гордыня" и посмотреть предложенные видео и статьи).

Состояние взрослого стабильно. Однако мы не сможем все прийти к абсолютной стабильности, в нирвану, в дзен. Да и не надо туда стремиться, потому что дзен – это крайность. И состояние "меня ничего не колышет, меня ничего не трогает" не совсем уживается с жизнью на земле. Но мы можем пересесть с американских горок, где перепады состояния и настроения от плюс 10 до минус 10, на другие, более стабильные (условно плюс минус 2-3, иногда плюс минус 4). И в этом состоянии не будет резко противоположного ощущения себя и взаимоотношений.

Причем если у психики ребенка состояние хорошести/плохости зеркально: если он взлетает на высоту + 8, то затем попадает, проваливается в - 8. То у взрослого такой одинаковости не наблюдается (минус 1 меняется на плюс 4, потом минус два, плюс 3). Надеюсь, я выразилась для вас понятно.

Кроме стабильности психика взрослого отличается автономией

Автономия – это пространство, в которое никто и ничто не проникает, это наше личное.

В незрелой психике нет таких четких границ. Либо плавающие, либо их нет вообще. У взрослого человека границы всегда стабильны. Они ни при каких обстоятельствах не растворяются, не стираются и не теряются. И мы себя не теряем.

Ведь отсутствие личных границ способствует слиянию с другим человеком: мы переплетаемся с детьми, с мужчиной, с подругой… И как только что-то в отношениях с этим человеком идет не так, мы "разлепляемся", чувствуем себя разбитыми, потерянными. Получаются этакие хлопалки. Но если изначально есть границы, таких "хлопалок" не будет.

Баланс. Притча о дворце и ложке масла

В одном из своих видео я приводила вам в пример притчу. Юноша пришел к мудрецу, попросил его научить мудрости, а тот его отправил: "Иди пока посмотри на мой дворец" и дал ему ложку масла, с указанием не расплескать содержимое ложки. Юноша согласился, прошел дворец и через время возвращается к мудрецу с полной ложкой масла. На вопрос мудреца об увиденном во дворце, юноша ответил: "Ничего не видел. Я же смотрел за ложкой масла". "Э, я же тебе сказал, осмотри дворец и ложку масла не расплескай" – с таким словами мудрец опять налил масло, и юноша ушёл. И когда вернулся, сказал: "Я увидел всё во дворце, как у тебя красиво, какие картины…". "А где ложка масла?" "Слушай, но я же смотрел за дворцом. Поэтому ложку масла расплескал".

Так вот ложка масла – это наш внутренний мир. Сохранить содержимое ложки можно, сфокусировавшись на себе. Это неизбежный этап внутреннего взросления – когда мы начинаем смотреть внутрь себя.

А когда мы смотрим на дворец, то фокус внимания у нас на другом человеке –  это позиция ребенка. Изначально ребёнок всегда сфокусирован на маме, на её реакциях, на выражении лица, на словах. Ребенку надо все время тестировать маму, а любит ли она его? Это единственный источник получения информации о себе. Ребенок еще не может фокусироваться на себе, он фокусируется на маме.

Взрослый человек держит баланс. Условно говоря, он прикладывает уровень и держит его ровненько. Удерживает в своем пространстве и другого человека, и все время находится в контакте со своими чувствами.

Это, пожалуй, основные признаки взрослого человека:

  • Стабильность.
  • Автономия и собственные границы.
  • Баланс.

Нам важно быть все время в контакте с собой, даже когда мы общаемся с горячо любимым человеком. Важно удерживать внимание на близком человеке, на его чувствах и мыслях. Но при этом не терять себя. Взрослый человек может разделять мир и переживания человека и свои собственные.

Разбираясь с собой, я совсем запуталась
Ирина Гаврилова Демпси✨Психолог11 апреля 2020
Эмоционально незрелые партнеры
Ирина Гаврилова Демпси✨Психолог2 мая 2020

Ребенок все действия и настроения другого человека связывает с собой. "Это я что-то сделал не так?" Взрослый человек видит и чувствует эту границу: "Здесь поведение и настроение другого действительно зависит от меня, я сделал что-то не так, поэтому другой такой, а здесь мир другого человека, это его настроение и состояние, а я тут вообще ни при чём".

Взрослый человек может разделять чувства, переживания другого от своей причастности к его настроению. Он видит эту причинно-следственную связь.

Повторюсь, это основные признаки взрослого человека. При погружении в эту тему, мы познакомимся и с другими, но эти – базовые.

Надеюсь, эта статья была полезной для вас. И вы выберете процесс внутреннего взросления, потому что, поверьте, быть взрослой – классно!

В основе психологического взросления лежит прежде всего психологическая сепарация - «символическое» расставание. 2-х месячная программа направлена на выход из эмоциональной зависимости.

Ну, а я рада всегда помочь вам стать счастливее!

С любовью, Ирина Гаврилова-Демпси.