Найти тему
Журнал —ИМЕННО.

Сказочная быль: «Щелкунчик» в театре «Приют комедианта»

В театральном мире декабрь можно назвать временем «Щелкунчика», ведь его вы найдёте в бесчисленном количестве афиш. Повесть-сказка Эрнста Т. А. Гофмана особенно мила музыкальным и танцевальным театрам, и ясно почему: своей рождественской пышностью и захватывающей историей победы добра над злом. Конечно, и в драматических спектаклях этот сюжет остаётся, но что получится, если сменить «розовую» оптику на более мрачную и в чём-то неожиданную для данного сюжета?

Так поступил режиссёр Виталий Любский, выпустивший 10 декабря свою версию «Щелкунчика» на сцене «Приюта комедианта». Хочется отметить, что анонс был интригующим: в воображении заранее нарисовался спектакль-триллер. И отчасти так оно и было. Даже несмотря на то, что фабула сказки более чем известная, на премьере я ловила себя на ощущении неопределённости, словно не знаешь, что будет происходить дальше. Такой эффект стал возможным за счёт смещения акцентов и жанра.

Автор: Эвика Сивакова

Фотографии: пресс-служба театра

-2

Главным персонажем режиссёр сделал Дроссельмейера (в разных составах: Илья Старосельский, Дмитрий Луговкин). Он и рассказчик-кукловод, и участник разыгрываемого представления. Мы видим его силуэт на сцене ещё до начала спектакля. Дроссельмейер сидит неподвижно, окутанный плащом и сизым туманом, в окружении старых водосточных труб вместо сказочно-волшебного убранства — вот и первый когнитивный диссонанс. Нет, весь спектакль не проходит в таком постапокалиптическом антураже, однако первые нотки задают тональность.

«Сказка — это уж слишком!» — начинает своё повествование Дроссельмейер. Точнее, в завязке спектакля пока ещё просто актёр вне роли (я смотрела показ с Ильёй Старосельским). Он открывает винтажный чемодан, из которого достаёт картонных кукол и вуаля! — советник Штальбаум, его жена и дети оживают, начиная действие. И оно подчёркнуто непсихологическое: Штальбаумы передвигаются как куклы и все их реакции аналогичны, разве что Мари (Анна Мельникова) на их фоне кажется более живой.

Папа и мама семейства Штальбаумов в восхитительном исполнении Дениса Кириллова и Юлии Молчановой (в другом составе — Соня Горелик) позже переоденутся в роли Короля и Королевы, Крысиного короля и крысы. Кроме того, что мыши у Любского превратились в крыс, сам факт этого «грубого» приёма с превращением одних персонажей в других, придаёт постановке зловещие смыслы. Интерпретировать можно по-разному, но очевидная мысль: в мире нет ничего настоящего, ничему нельзя доверять, даже своим глазам, т.е. перевёртыши символизируют шаткость любой кажущейся незыблемости.

-3

Те, кто смотрел спектакль «Маскарад» Валерия Фокина, смогут представить морок, присутствующий в «Щелкунчике». Градус апокалипсиса не такой высокий, но он есть. А если учесть, что некоторые исторические события цикличны и мы переживаем сейчас что-то подобное тому, что было 100 лет назад, то ужас от сгущающегося Рока неплохо так взбалтывает сознание. И в этот момент ты кожей чувствуешь, что уже  давно некий кукловод «сказку сделал былью».

Та лёгкость, с которой творятся страшные деяния, можно выразить словами Короля, когда он велит казнить Дроссельмейера: «Попросите приготовить плаху палача и два бутерброда». Насильственная смерть и праздник жизни — одно не мешает другому. И когда крысы безопасно вторгаются в праздничные хлопоты Штальбаумов или королевского семейства, это не кажется неправдоподобным. Примечательно, что костюмы крыс придуманы в виде чёрных плащей и противогазов (художник по костюмам — Ирина Арлачёва), а Король крыс носит нацистскую военную форму. В особо захватывающие моменты сражений звучит «Танец Феи Драже» в аранжировке под heavy metal. Всё вкупе образует причудливую картину, делает спектакль динамичным и непредсказуемым, насколько возможно.

-4

Несмотря на «несказочность» постановки, надежда на счастливый финал всё же оставлена. Благодаря тому, что Щелкунчик идёт до конца (актёры Руслан Мещанов и Дмитрий Сизов; также они играют Дроссельмейера младшего и крыс). Его жуткая белая маска снова отсылает нас к триллеру, впрочем как и маска принцессы Пирлипат. Наверное, так придумано не только ради щекоток по нашим и без того расшатанным нервам, но чтобы и здесь напомнить: снова не верь глазам своим — тот, кого превратили в чудовище, может оказаться спасителем, потому что его гуманизм не сломлен.

-5

Ближайшие показы состоятся 30 и 31 декабря. Билеты по ссылке: https://pkteatr.ru/theatr/performances/shchelkunchik?date=2022-12-30&time=19:00:00

Другие обзоры, интервью и статьи вы можете почитать на сайте журнала — ИМЕННО.