Один из моих учителей когда-то давно заставил меня написать эссе по мотивам пушкинского «Евгения Онегина». Тема примерно такая: «Этапы психоэмоционального взросления мужчины на примере главного героя».
Такое вот было время: психологии учились по русской классике, в том числе…
Сейчас, вероятно, не учатся. Хотя в целом ряде случаев было бы полезно.
А то каждое второе откровение, ну скажем, дамы в возрасте от семнадцати до тридцати, звучит примерно так: я не понимаю, что Он ко мне чувствует. Как мне Его понять?..
Его — это не Бога, конечно... Мужчину. Ну, или своего МЧ: они сейчас как только друг друга не называют…
И вот она мужчину не может понять. Он не звонит первый. Или он вообще не звонит. И на её сообщение в мессенджере отвечает не сразу, а спустя полчаса. Или вообще на следующий день. Или вовсе, паразит, не отвечает.
И вот она говорит: мне кажется, когда любят, то так себя не ведут. Мне кажется, если бы я ему была нужна, то…
«То что?», переспрашивает психолог.
Ну не знаю, говорит. Звонил бы первый. Или хотя бы второй. Мне кажется, говорит, я в каких-то деструктивных отношениях. Зависимых. Возможно, даже в абьюзивных. Он, вообще, абьюзер, мне кажется.
Тем более, что я тут написала об этом на психологический форум, и там мне стопятьсот женщин подтвердили, что он абьюзер, что так себя не ведут, и что я в деструктивных отношениях.
«Вам подтвердили?», переспрашивает психолог.
Кажется, да, отвечает…
В общем, ей кажется.
Как мы помним из прочтения классики, там главной героине, Татьяне Лариной, тоже нехило так показалось. И именно в этом, собственно, и состоит главная интрига сюжета. Ну, вот приезжал в их деревню некий МЧ: а точнее, как она потом написала пальчиком на стекле, О.Е. И ей показалось, что…
Ну, и она вот это всё, что ей по его поводу показалось, рассказала… Кому?
Написала на психологический форум? Женщинам?
Рассказала психологу?
Нет. Она ему самому и написала.
Проявив, тем самым, удивительную для девушки её возраста и её положения (ну там, пиковая фаза репродуктивного периода, гормоны, и всё такое) психоэмоциональную зрелость и компетентность. Ведь это зрело и логично, не правда ли?.. Выяснять, насколько то, что тебе показалось по поводу какого-то человека, у самого этого человека.
Сказать ему: так и так, мил человек, мне вот по твоему поводу показалось то-то и то-то. Насколько все эти мои представления соответствуют реальности, поясни?.. Ты чего сюда зачастил-то? Зачем, так сказать, вы посетили нас в глуши забытого селенья? Я никогда не знала б вас, не знала горького мученья… И даже, может, замуж вышла бы. А не вот это вот всё.
Короче, она адресуется не на форум, а непосредственно тому единственному персонажу, который только и способен сказать что-либо внятное и правдивое по поводу своих собственных намерений и взглядов на жизнь.
Хотя, может, просто интернет у неё в деревне не ловил. А то бы написала…
В общем, с главной героиней самого популярного русского поэтического романа всё более-менее ясно. Ей показалось — она свои показания перепроверяет у правильного источника. Преодолевая страхи и сомнения. Она — молодец.
А вот что с самим этим источником её грёз?..
Он, конечно, как мы помним из романа, ведёт себя как честный человек. Не в том смысле, что он сразу женится. Наоборот: он искренне, хотя и предельно аккуратно и дипломатично, развеивает иллюзии главной героини на свой счёт. Если свести всё им сказанное после слов «Вы мне писали, не отпирайтесь, я прочёл» к одному предложению, то выйдет примерно так: ваши представления обо мне не соответствуют действительности, я куда сложнее и хуже, чем вы обо мне думаете, так что союз со мной не послужит вашему счастию…
Благороден, паразит. И вроде не подкопаешься...
А почему же мы говорим о трёх жизнях Евгения Онегина? Именно о трёх стадиях его психологического взросления?..
Пушкин нам своего героя демонстрирует в первой и второй фазе наглядно. Первая — это всё рассказанное им про Онегина до его встречи с Татьяной. Ну, сами помните: много женщин, прямо куча, успех, пресыщение, неизбежный цинизм и скептицизм как следствие, с одновременным повышением собственной самцовой самооценки до небес… Прямо по Блоку: «И остались улыбкой сведённая бровь, сжатый рот, и печальная власть бунтовать ненасытную женскую кровь, пробуждая звериную страсть...» Да, и тогда всё так же было… И при Блоке. И при Пушкине…
А потом Александр Свет Сергеич прямо на наших глазах погружает героя во вторую фазу. Вторая фаза психоэмоционального взросления Жени Онегина (да и мужчины вообще) условно называется «Я увидел в женщине человека».
До этого не видел. А тут вдруг увидел. Попалась ему такая женщина, которая вдруг произвела на него такое впечатление… И ему уже не хочется произносить в её адрес нечто вроде «Хочешь большой и чистой любви? Тогда приходи, как стемнеет, на сеновал...»
Хотя он, на опыте, точно понимает, что если он так скажет — она ведь придёт… Потому что ей по его поводу много чего кажется.
Но нет. И он проявляет благородство, даже некоторое самоуничижение, и вообще начинает чувствовать, что в его душе зазвучали некие струны, до этого как бы молчавшие… Он вытирает её слёзы, и даже сопли, и убеждает её, что она ещё встретит своего человека, и что она достойна всего самого лучшего.
Я вот думаю: маркетологи из «Л Ореаль», они вот эту фразу для собственной коммерческой рекламы «Ты этого достойна!» по мотивам Пушкина сочинили, что ли?..
Как знать, как знать…
Потом, конечно, она выходит замуж. И конечно, не за него.
Да, и тогда всё так же было… И при Блоке. И при Пушкине.
А он потом к ней приезжает, типа, блин, чего-то я тогда погорячился, может, переиграем?..
И что интересно: Пушкин так и не показывает нам, переходит ли Евгений Онегин в третью фазу психоэмоционального взросления мужчины. Хотя он на неё вроде как намекает, но эта фаза, в отличие от первых двух, на наших глазах в романе не разворачивается. Эта его попытка переиграть — она, конечно, не сама третья фаза. Она — только намёк на эту третью фазу...
Я давным-давно, кода писал по заданию учителя эссе, эту третью фазу там тоже подробно описал.
Хотел и тут описать. Уже, так сказать, макнул перо в чернильницу…А потом думаю: да ведь это ещё столько же по объёму текста… А современный потребитель инфоконтента — он не то что «Евгения Онегина» от начала до конца, он до конца даже этой моей статьи с трудом добирается… Ну его. Не буду. Дай, думаю, я тоже просто намекну. Как Пушкин.
Скажем так: в первой фазе психоэмоциональной зрелости мужчина женщину не слушает, поскольку в силу собственной гиперсексуальности и юношеского цинизма не видит в ней человека. Во второй — слушает, ибо, как мы выяснили, увидел в ней человека. Увидел — надо слушать.
А в третьей опять не слушает.
Но уже на качественно ином, принципиально новом уровне не слушает. Диалектику Гегеля помните?.. Первая фаза — тезис, вторая фаза — антитезис, отрицание, третья фаза — возвращение к тезису на новом качественном уровне…
И вот он на этой своей третьей фазе человека в ней видит, но не слушает.
Но она, в отличие от первой его фазы, уже по этому поводу не бесится, и не обзывает его на этом основании абьюзером, а искренне радуется и гордится этим обстоятельством: что наконец-то встретила настоящего мужчину, способного её не слушать…
Вот как так происходит?..
Парадокс ведь какой-то, честное слово...