Найти в Дзене
Айта Лузгина

Информационные вбросы

С начала частичной мобилизации и голосования о присоединении к России Донбасса и освобожденных территорий в социальных сетях выявили свыше трех миллионов фейковых публикаций. Об этом рассказала директор Лиги безопасного интернета.

Айта Лузгина, проектный директор digital-агентства «Интериум», рассуждает о последствиях распространения вбросов.

В Tekegram и соцсетях появились каналы и группы с фейковой информацией – например, о раздаче повесток на улицах Москвы, о ситуации в Дагестане. Как оценить уровень smm-щиков, запустивших данные каналы? Какие приемы они используют?

Нельзя сказать, что против страны работают smm-щики высокого класса. Это обычные специалисты, возможно, даже школьники, стандартно обрабатывающие выданные им тезисы. Главные приемы связаны с психологией. С большим «удовольствием» наш мозг реагирует на негативные новости, на кликбейт.

Важно, что для дестабилизации конкретного человека иногда достаточно выдать ему заголовок с нужным посылом. Даже если никто не прочтет дальше заголовка, как это было с новостью о «чипах из стиральных машинок в танках». Тогда из шутки родилась статья с заголовком на эту тему, в которой этот тезис отрицался журналистом. Но теперь о том же говорит Урсула фон дер Ляйен.

К этому прибавляется вопрос массовости сообщений: если одно и то же человек видит в десятках источников, мысль остается в голове. Один фейк могут увидеть миллионы людей, а его разоблачение — десятки тысяч.

Какой бюджет нужен, чтобы с нуля раскрутить каналы в телеграм до сотни тысяч подписчиков?

Если оценить стоимость привлечения подписчика в 50 рублей, то для 100 000 нужно 5 млн рублей. Но в этом случае главное — не сколько нужно денег, чтобы раскрутить канал до сотни тысяч, а какой бюджет для этого используются в реальности. По данным Killnet, чтобы вывести людей на улицы Дагестана, в том числе — «несколько сотен человек» в Махачкале, telegram-канал Утро Дагестана получил «пожертвований» в объеме 5 млрд рублей с марта. Из этих 5 млрд осталось всего лишь 8 млн рублей. Это в сотни раз превышает бюджет большей части коммерческих компаний, работающих в России, на ведение страниц в социальных сетях, таргетированную рекламу, продвижение telegram-каналов.

Как отличить фейковую информацию в соцсетях от достоверной в современных российских реалиях, когда официальные медиа часто молчат?

К сожалению, сегодня отличить фейковую информацию от достоверной практически невозможно.

Остается ориентироваться на следующие факты:

  • «Методички», которые используются для ведения информационных кампаний против России и ее жителей, часто всплывают наружу. Как правило, их почти дословно повторяют те, кто получает за распространение фейковой информации деньги, и те, кто следует за ними, повторяя ложь.
  • Появление информации в изначально вражеских источниках. Если какие-то тезисы обыгрываются в ресурсах, связанных с Навальным, «Дождем» или другими подобными «независимыми» источниками, значит, их распространения следует ожидать в дальнейшем.

Есть ли лайфхаки, как распознать фейковые каналы в соцсетях?

Можно воспользоваться сервисом статистики telegram-каналов и посмотреть, когда канал появился или активно начал развиваться. Если в конце февраля, или в марте и позже в него единовременно пришли десятки тысяч людей — есть шанс, что он создан специально под данную информационную кампанию.

Также можно оценить, как часто в нем появляются фейковые новости. Важно, что такие каналы могут «шифроваться» под пророссийские, публиковать достоверную информацию, но в определенный момент «выстрелить» фейком. Так злоумышленники могут собрать патриотически настроенных граждан и затем показать, что их «обманули».