(Результаты: роботы. «ХиЖ» 2022 №11)
Британские робототехники, программисты и психиатры решили, что робот может оценивать психическое здоровье детей. Робота создала группа исследователей во главе с Хэтис Гунес (Hatice Gunes), профессором и по совместительству матерью малолетнего ребенка. Она возглавляет Лабораторию аффективного интеллекта и робототехники на факультете компьютерных наук и технологий Кембриджского университета.
Команда программировала похожего на ребенка робота 60 сантиметров ростом, который провел опрос 28 детей возрастом от 8 до 13 лет. Каждый опрос длился 45 минут. Перед этим дети и их родители отвечали на стандартные вопросы, связанные с их ментальным здоровьем.
Дети говорили с роботом и касались сенсоров на его руках и ногах. Они относились к роботу с симпатией и иногда делились с ним информацией, которую утаивали при разговоре со взрослыми. Робот также отслеживал частоту сердцебиений респондента, движения его глаз и головы.
Во время каждой сессии робот выполнял несколько важных задач: спрашивал о счастливых и грустных воспоминаниях за последнюю неделю; интересовался ощущениями и чувствами; предъявлял картинки психологического теста; фиксировал ответы, связанные с изображениями; проводил тесты шкалы общей тревожности и депрессии.
На основании этих опросов дети по ментальному здоровью были разделены на три категории. Более того, Гунес утверждает, что роботы могут выявить такие слабые нюансы психических сдвигов, которые нельзя заметить другими методами.
Символично, что результаты работы были представлены первого сентября на международной конференции в Неаполе, посвященной отнюдь не психиатрии, а коммуникации роботов и людей. Необходимость своих исследований профессор Гунес обосновывает тем, что в последние годы долгая изоляция плохо сказалась на ментальном здоровье молодого поколения. Среди британских детей особенно выросли тревожность и депрессия, а медицинские ресурсы страны ограниченны.
На заботу о детях Гунес подвигло появление собственного ребенка. Дети, по ее словам, очень открыты технологиям и предпочтут общение с похожим на себя существом, а не с компьютерным экраном.
Английские ученые гордо заявляют, что это был первый опыт применения роботов для оценки детского психического состояния. Авторы работы говорят, что у них не было цели заменять психиатрическую помощь. Они делают острожный вывод о том, что роботы полезны как дополнение к традиционным методам оценки ментального здоровья. Ученые надеются расширить свои исследования, увеличив число испытуемых.
Вообще, название работы не отражает ее сути. Это не робототехника, а один из методов автоматизации, предназначенный для проведения формализованных опросов поточным методом. Своеобразный детектор лжи поможет извлечь из эмоционального ребенка информацию, которую трудно получать другими способами и трудно даже назвать объективной.
Александр Гурьянов
(31st IEEE International Conference on Robot & Human Interactive Communication)
Остальные статьи из этой рубрики вы можете найти в подборке «Результаты: алгоритмы и роботы».
Благодарим за ваши «лайки», комментарии и подписку на наш канал.
– Редакция «Химии и жизни»