В шахматах есть множество возможностей уже на начальных ходах объявить мат королю соперника. Рассмотрим три варианта.
Дурацкий мат
Самый быстрый мат в шахматах - дурацкий мат, который чёрные могут объявить вражескому монарху уже на втором ходу.
Он получается так:
- g2-g4 e7-e5
- f2-f3 Фd8-h4#
Белые делают неудачные ходы, сразу же раскрывая положение собственного короля и ослабляя диагональ h4-e1, что приводит к мгновенному краху.
Существует шесть вариаций этого мата. Так, белые могут изменить порядок ходов пешками или сходить f4 вместо f3, а черные, вместо хода e5, могут предпочесть ход e6.
По данным сайта lichess.org, данный мат встретился 7 тысяч раз.
Детский мат
Идея детского мата заключается в атаке слабого пункта f7, который вначале партии защищён лишь королем. Примерный порядок ходов, которые приводят к детскому мату:
- e2-e4 e7-e5
- Фd1-h5 Кb8-c6
- Сf1-с4 Кg8-f6
- Ф:f7#
Если сравнивать детский мат с дурацким, то можно сказать, что он встречается среди новичков чаще, хотя и требует больше ходов. По данным сайта, встретился данный мат 85 тысяч раз.
Дело в том, что в первом случае, можно сказать, белые ставят мат сами себе, почти намеренно раскрывая короля. В случае с детским матом, чёрные могут упустить из виду явную атаку.
Несмотря на эффективность детского мата против очевидных новичков, против более опытных соперников попытки объявить быстрый мат приведут лишь к потере темпа белыми и к лучшей позиции для чёрных.
Защита проста (в вышеописанном порядке ходов): черные отказываются от Кg8-f6 в пользу хода пешкой g7-g6. Таким образом пехотинец перекрывает собой слабый пункт и нападает на ферзя. Если ферзь отступает на f3, то уже в этой редакции черные выводят коня на f6, снова перекрывая линию атаки ферзя.
Поэтому, если вы заведомо знаете, что играете с более опытным соперником, то не стоит пытаться подловить его на детский мат - это ни к чему хорошему не приведёт.
Спёртый мат в Каро-Канне
Ещё одна возможность за белых выиграть в самом начале партии может встретиться в защите Каро-канн. Иногда в данную ловушку попадают и опытные игроки (если играют с быстрым контролем времени - например, в пулю). Партия заканчивается за шесть ходов в таком порядке:
- e2-e4 c7-c6
- d2-d4 d7-d5
- Кb1-c3 d5:e4
- Кc3:e4 Кb8-d7
- Фd1-e2 Кg8-f3
- Кe4-d6#
Как мы видим, чёрная пешка на e7 не может съесть коня, поскольку связана белым ферзём. При этом у короля нет ни единой клетки для отступления. Данный мат, по данным lichess.org, встречался в 17 тысячах партий.
В следующий раз поговорим о других возможностях быстро обыграть более слабого соперника.
Если вы хотите помочь в развитии канала «Всё о шахматах» - подпишитесь на канал и поставьте лайк статье.
С Новым годом, уважаемые читатели!