«Гончарное дело», «Текстильное творчество», «Художественная обработка древесины», изостудия «Колибри». Такие мастерские открыты для учащихся Иркутского реабилитационного техникума уже на протяжении десяти лет. Два года назад возможность посещать занятия появилась и у выпускников этого учебного заведения, которые не смогли найти себе работу. За это время освоили новые виды творчества около 30 человек.
ОАЗИС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОЦИАЛИЗАЦИИ
В ткацкой мастерской кипит работа. Под присмотром опытного наставника одни ткут на станках половики и салфетки, другие с увлечением расшивают узорами картины, третьи корпят над составлением причудливого панно из разноцветных лоскутков ткани. Можно здесь научиться и вовсе уникальному искусству – сажению по бели – красивейшей технике объемной вышивки жемчугом, перламутром или канителью, освоить навыки пэчворка или кружевоплетения.
– В мастерской я стала заниматься с этого года, как только поступила на первый курс техникума на специальность «рабочий зеленого хозяйства», – рассказывает 20-летняя Дарья Гамершмидт. – Мы живем в частном доме, мне нравится работать на огороде, выращивать цветы и овощи, поэтому и выбрала такую профессию. Занятия в мастерской – это для души. Ткачество мне уже знакомо. У нас есть свой ткацкий станок, на котором мы ткем вместе с мамой. Теперь учусь вышивать жемчугом. Летом у меня свадьба, поэтому хочу вышить украшения на наши с мужем наряды. Это будут две буквы «Д» – Даша и Дима – так зовут моего жениха.
Софье Дурлаковой 56 лет, и она тоже студентка техникума.
– Я была самодостаточным человеком, пока не начались проблемы со здоровьем, – поясняет она. – Сначала больница, потом реанимация, в итоге инвалидность и близорукость минус 18. Два года провела в страшной депрессии. По специальности я швея-мотористка, но с таким зрением работать на швейной машинке не могу, а вручную шью прекрасно. Поступила в реабилитационный техникум и начала ходить на дневные занятия сюда. Увлеклась пэчворком, ткачеством, лоскутной мозаикой, аппликацией… Теперь я уверена: стану учиться, пока ноги будут ходить.
Ивану Старкову, окончившему учебное заведение в прошлом году, мастер Анастасия Некрасова показывает, как выткать на станке салфетку:
– Эта техника называется «рачок» и является традиционной для русского ткачества. По своему виду рисунок напоминает звезду, а изделия получаются необычные и яркие.
– Я тоже получил специальность садовника, но на работу устроиться не получилось, поэтому решил освоить что-то новое, – делится Иван. – Пока решил соткать подарок маме на Новый год – салфетку. А если все получится красиво, попробую делать и более объемные вещи. Кто знает, может, в итоге стану ткачом?
Ксения Бондаренко учится в техникуме на водителя, хотя уже имеет профессии повара-кондитера и техника-программиста. А параллельно тоже с удовольствием ходит на занятия в мастерские.
– Здесь очень интересно, – признается она. – Вообще, я очень люблю что-то мастерить своими руками. Сейчас вот увлеклась вышивкой. Хочу вышить красивый браслет. В 13 лет я попала под поезд, лишилась ноги. Сами понимаете, возможностей найти достойную работу у инвалидов немного, поэтому чем больше навыков и умений у меня будет, тем лучше!
ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ
В студии керамики также не протолкнуться. Кто-то работает на гончарном круге, другие лепят поделки из глины вручную.
– У нас занимается больше парней, – объясняет мастер Елена Нагольнова. – Производство – грязное, ведь мы имеем дело с глиной, к тому же нужна сила. Используем природную глину, нашу, это тоже эксклюзив. Знаете, ребята меня удивляют и вдохновляют. Вот, например, электросветильники и копилки из глины. Самолеты, автомобили, паровоз… Фантазия бьет через край. Их автор – Александр Галяткин. А это сервизы с самоварами и чайными парами под гжель и хохлому. Ну разве не чудо? Рядом, посмотрите, различные часы, фигурки животных… Я предоставлю всем полную свободу творчества.
Витя Андриянов, например, заявил, что хочет слепить подводную лодку – пусть лепит! А 62-летний Александр Николаевич Чаплин решил сделать новогодние подарки пятерым внучатам. Поставил себе цель: каждому внуку – по зайцу!
Наталья Балакина, руководитель изобразительной студии «Колибри», тоже за любой самый фантастический душевный порыв.
– У нас занимаются как студенты, так и выпускники, чтобы разнообразить свой досуг. Это удивительный подарок от министерства соцзащиты, что люди могут приходить и продолжать заниматься творчеством. Это же вход через искусство в жизнь! Способ найти себе друзей, интересное занятие, средство для дополнительного заработка… Мы, например, работаем в технике рисунок, живопись, лепка, папье-маше. Из обычной газеты мастерим вот такие замечательные маски. Поглядите, вот это графика Андрея Трушина, он учится на втором курсе на программиста. После того как из-за несчастного случая потерял правую руку, научился не только писать левой, но и рисовать, и как!
54-летняя Марина Шарипова получает в техникуме профессию портного. Женщина стала инвалидом из-за онкологического заболевания, а вообще она ветеран МВД.
– Шить я любила всегда, а тут вдруг такая возможность! – откровенничает она. – После занятий хожу в мастерские. Леплю, крашу. Это же классный релакс. Даже пою, когда рисую!
В мастерской по деревообработке с большим трудом можно что-либо расслышать. Гудят станки, жужжат дрели, визжат лобзики…
– У нас можно научиться резьбе по дереву, выжиганию, росписи по дереву, – с трудом перекрывая шум, рассказывает преподаватель допобразования Александр Защепин. – В планах – берестоплетение и изготовление детской деревянной игрушки.
– И многим в жизни уже пригодились эти навыки? – интересуемся у мастера. – Конечно. Андрей Ковалев, например, открыл в Шелеховском районе свою мастерскую. А Евгений Лузгин, хоть и работает в школе вахтером, но зато сам мастерит для себя и друзей кровати, кухонные гарнитуры, полки, стеллажи…
ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО – К УСПЕХУ
– Гончарное дело и ткачество появились в нашем техникуме уже десять лет назад, – объясняет замдиректора по реабилитационно-воспитательной работе Вера Махно. – Позднее они были объединены в один социально значимый проект – территория творчества «Иринина слобода». Инициаторо создания этих мастерских была на тот момент директор училища Ирина Кириллова. Позднее в рамках проекта появилось еще два направления: изобразительное искусство, представленное студией «Колибри», и мастерская по художественной обработке древесины. Изначально проект создавался для организации дневной занятости студентов.
С первых месяцев открытия мастерских ребята стали активными участниками социокультурной жизни Иркутска и Иркутской области. Их работы ежегодно выставляются в гуманитарном центре – библиотеке им. семьи Полевых, в областной научной библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области, в областном военно-патриотическом комплексе «Патриот», в Дом ремесел города Иркутска.
Есть ребята, продолжает Вера Махно, которые благодаря полученным навыкам не только нашли себе новую работу, но и открыли уже свои мастерские и студии. Один из ярких примеров – Мария Ворожцова:
– Когда-то девушка пришла к нам обучаться по специальности «мастер по обработке цифровой информации». У нее была первая группа инвалидности, диагноз «анорексия». Врачи давали крайне неблагоприятный прогноз.
Благодаря тому, что Маша человек творческий, заинтересовалась занятиями в мастерских. Стала приходить в гончарную студию, ткацкую, и вскоре ее здоровье начало восстанавливаться. Она преодолела барьер невозврата. После того как окончила обучение у нас, мы помогли Марии поступить в Богородское училище, где она продолжила учиться именно по направлению оформления гончарных изделий. Сейчас у нее появилась семья, родился ребенок, и она даже организовала свою гончарную мастерскую для детей!
ОПЫТ – В МАССЫ
Два года назад министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поручило Иркутскому реабилитационному техникуму реализовать на базе его мастерских проект по организации трудовой занятости инвалидов с ментальными нарушениями.
– Наше новое направление работы – интеграционные мастерские, – пояснил первый заместитель министра Алексей Макаров. – Мы понимаем, что не все ребята, в том числе выпускники нашего реабилитационного техникума, могут трудоустроиться. Многие из них находятся дома и не заняты. Поэтому нами было принято решение открыть на базе техникума направление «дневная сопровождаемая занятость». Два-три часа в день они могут проводить за работой в мастерских. Уверены, что это очень важно, поскольку люди не только занимаются ежедневно и совершенствуют свои навыки, они социализируются, приобретают позитивный коммуникативный опыт, завязывают осознанные дружеские связи, получают социальное поощрение и успешно адаптируются в современном обществе.
В настоящее время на базе мастерских проходят социальную реабилитацию девять человек. А всего в нее было вовлечено 29 инвалидов. За последние два года ребята из группы дневного сопровождения дважды приняли участие в дистанционном межрегиональном фестивале для людей с ограниченными возможностями здоровья в городе Задонске Липецкой области «С сердцем и душой». В номинациях «керамика», «ткацкое дело», «пластилиновая графика» пятеро из них стали лауреатами первой и второй степени, получили дипломы и награды конкурса. Помимо выставочной деятельности, они принимают участие в проведении мастер-классов для первокурсников, посещают творческие мероприятия техникума социокультурной и духовной направленности. Проект трудовой занятости инвалидов входит в концепцию развития в регионе системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями, которую утвердил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев по нацпроекту «Демография».
– В соответствии с концепцией в задачи нашего министерства входит предоставление лицам с ментальными нарушениями и их семьям услуг на дому, в отделениях дневного пребывания, в стационарных условиях, внедрение технологий подготовки к самостоятельной жизни и сопровождаемого проживания. Одной из задач при создании системы комплексного сопровождения инвалидов является также организация сопровождаемой социальной и трудовой дневной занятости. Она направлена на их социальную реабилитацию путем включения в доступную трудовую, бытовую, творческую деятельность, создание условий для общения взаимодействия в обществе, – добавил замминистра.
Пока подобные мастерские открыты на базе Иркутского реабилитационного техникума и Комплексного центра социального обслуживания населения Иркутска. В дальнейшем этот опыт ведомство планирует распространять и в другие территории региона.
– Уже есть запросы и предложения от ряда общественных организаций, родительского сообщества, – поделился Алексей Макаров. – Оценим реальную потребность – сколько людей готовы посещать реабилитационные мастерские, проработаем вопросы проезда в них инвалидов, подбора обучающего персонала, который будет с ними заниматься, и обязательно откроем реабилитационные мастерские в других населенных пунктах Прибайкалья.