Найти тему

Хобби много не бывает

«Гончарное дело», «Текстильное творчество», «Художественная обработка древесины», изостудия «Колибри». Такие мастерские открыты для учащихся Иркутского реабилитационного техникума уже на протяжении десяти лет. Два года назад возможность посещать занятия появилась и у выпускников этого учебного заведения, которые не смогли найти себе работу. За это время освоили новые виды творчества около 30 человек.

ОАЗИС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОЦИАЛИЗАЦИИ

В ткацкой мастерской кипит работа. Под присмотром опытного наставника одни ткут на станках половики и салфетки, другие с увлечением расшивают узорами картины, третьи корпят над составлением причудливого панно из разноцветных лоскутков ткани. Можно здесь научиться и вовсе уникальному искусству – сажению по бели – красивейшей технике объемной вышивки жемчугом, перламутром или канителью, освоить навыки пэчворка или кружевоплетения.

– В мастерской я стала заниматься с этого года, как только поступила на первый курс техникума на специальность «рабочий зеленого хозяйства», – рассказывает 20-летняя Дарья Гамершмидт. – Мы живем в частном доме, мне нравится работать на огороде, выращивать цветы и овощи, поэтому и выбрала такую профессию. Занятия в мастерской – это для души. Ткачество мне уже знакомо. У нас есть свой ткацкий станок, на котором мы ткем вместе с мамой. Теперь учусь вышивать жемчугом. Летом у меня свадьба, поэтому хочу вышить украшения на наши с мужем наряды. Это будут две буквы «Д» – Даша и Дима – так зовут моего жениха.

-2

Софье Дурлаковой 56 лет, и она тоже студентка техникума.

– Я была самодостаточным человеком, пока не начались проблемы со здоровьем, – поясняет она. – Сначала больница, потом реанимация, в итоге инвалидность и близорукость минус 18. Два года провела в страшной депрессии. По специальности я швея-мотористка, но с таким зрением работать на швейной машинке не могу, а вручную шью прекрасно. Поступила в реабилитационный техникум и начала ходить на дневные занятия сюда. Увлеклась пэчворком, ткачеством, лоскутной мозаикой, аппликацией… Теперь я уверена: стану учиться, пока ноги будут ходить.

Ивану Старкову, окончившему учебное заведение в прошлом году, мастер Анастасия Некрасова показывает, как выткать на станке салфетку:

– Эта техника называется «рачок» и является традиционной для русского ткачества. По своему виду рисунок напоминает звезду, а изделия получаются необычные и яркие.

– Я тоже получил специальность садовника, но на работу устроиться не получилось, поэтому решил освоить что-то новое, – делится Иван. – Пока решил соткать подарок маме на Новый год – салфетку. А если все получится красиво, попробую делать и более объемные вещи. Кто знает, может, в итоге стану ткачом?

Ксения Бондаренко учится в техникуме на водителя, хотя уже имеет профессии повара-кондитера и техника-программиста. А параллельно тоже с удовольствием ходит на занятия в мастерские.

– Здесь очень интересно, – признается она. – Вообще, я очень люблю что-то мастерить своими руками. Сейчас вот увлеклась вышивкой. Хочу вышить красивый браслет. В 13 лет я попала под поезд, лишилась ноги. Сами понимаете, возможностей найти достойную работу у инвалидов немного, поэтому чем больше навыков и умений у меня будет, тем лучше!

ПОЛЕТ ФАНТАЗИИ

В студии керамики также не протолкнуться. Кто-то работает на гончарном круге, другие лепят поделки из глины вручную.

– У нас занимается больше парней, – объясняет мастер Елена Нагольнова. – Производство – грязное, ведь мы имеем дело с глиной, к тому же нужна сила. Используем природную глину, нашу, это тоже эксклюзив. Знаете, ребята меня удивляют и вдохновляют. Вот, например, электросветильники и копилки из глины. Самолеты, автомобили, паровоз… Фантазия бьет через край. Их автор – Александр Галяткин. А это сервизы с самоварами и чайными парами под гжель и хохлому. Ну разве не чудо? Рядом, посмотрите, различные часы, фигурки животных… Я предоставлю всем полную свободу творчества.

Витя Андриянов, например, заявил, что хочет слепить подводную лодку – пусть лепит! А 62-летний Александр Николаевич Чаплин решил сделать новогодние подарки пятерым внучатам. Поставил себе цель: каждому внуку – по зайцу!

Наталья Балакина, руководитель изобразительной студии «Колибри», тоже за любой самый фантастический душевный порыв.

– У нас занимаются как студенты, так и выпускники, чтобы разнообразить свой досуг. Это удивительный подарок от министерства соцзащиты, что люди могут приходить и продолжать заниматься творчеством. Это же вход через искусство в жизнь! Способ найти себе друзей, интересное занятие, средство для дополнительного заработка… Мы, например, работаем в технике рисунок, живопись, лепка, папье-маше. Из обычной газеты мастерим вот такие замечательные маски. Поглядите, вот это графика Андрея Трушина, он учится на втором курсе на программиста. После того как из-за несчастного случая потерял правую руку, научился не только писать левой, но и рисовать, и как!

54-летняя Марина Шарипова получает в техникуме профессию портного. Женщина стала инвалидом из-за онкологического заболевания, а вообще она ветеран МВД.

– Шить я любила всегда, а тут вдруг такая возможность! – откровенничает она. – После занятий хожу в мастерские. Леплю, крашу. Это же классный релакс. Даже пою, когда рисую!

В мастерской по деревообработке с большим трудом можно что-либо расслышать. Гудят станки, жужжат дрели, визжат лобзики…

– У нас можно научиться резьбе по дереву, выжиганию, росписи по дереву, – с трудом перекрывая шум, рассказывает преподаватель допобразования Александр Защепин. – В планах – берестоплетение и изготовление детской деревянной игрушки.

– И многим в жизни уже пригодились эти навыки? – интересуемся у мастера. – Конечно. Андрей Ковалев, например, открыл в Шелеховском районе свою мастерскую. А Евгений Лузгин, хоть и работает в школе вахтером, но зато сам мастерит для себя и друзей кровати, кухонные гарнитуры, полки, стеллажи…

ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО – К УСПЕХУ

– Гончарное дело и ткачество появились в нашем техникуме уже десять лет назад, – объясняет замдиректора по реабилитационно-воспитательной работе Вера Махно. – Позднее они были объединены в один социально значимый проект – территория творчества «Иринина слобода». Инициаторо создания этих мастерских была на тот момент директор училища Ирина Кириллова. Позднее в рамках проекта появилось еще два направления: изобразительное искусство, представленное студией «Колибри», и мастерская по художественной обработке древесины. Изначально проект создавался для организации дневной занятости студентов.

С первых месяцев открытия мастерских ребята стали активными участниками социокультурной жизни Иркутска и Иркутской области. Их работы ежегодно выставляются в гуманитарном центре – библиотеке им. семьи Полевых, в областной научной библиотеке им. Молчанова-Сибирского, в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области, в областном военно-патриотическом комплексе «Патриот», в Дом ремесел города Иркутска.

Есть ребята, продолжает Вера Махно, которые благодаря полученным навыкам не только нашли себе новую работу, но и открыли уже свои мастерские и студии. Один из ярких примеров – Мария Ворожцова:

– Когда-то девушка пришла к нам обучаться по специальности «мастер по обработке цифровой информации». У нее была первая группа инвалидности, диагноз «анорексия». Врачи давали крайне неблагоприятный прогноз.

Благодаря тому, что Маша человек творческий, заинтересовалась занятиями в мастерских. Стала приходить в гончарную студию, ткацкую, и вскоре ее здоровье начало восстанавливаться. Она преодолела барьер невозврата. После того как окончила обучение у нас, мы помогли Марии поступить в Богородское училище, где она продолжила учиться именно по направлению оформления гончарных изделий. Сейчас у нее появилась семья, родился ребенок, и она даже организовала свою гончарную мастерскую для детей!

ОПЫТ – В МАССЫ

Два года назад министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поручило Иркутскому реабилитационному техникуму реализовать на базе его мастерских проект по организации трудовой занятости инвалидов с ментальными нарушениями.

– Наше новое направление работы – интеграционные мастерские, – пояснил первый заместитель министра Алексей Макаров. – Мы понимаем, что не все ребята, в том числе выпускники нашего реабилитационного техникума, могут трудоустроиться. Многие из них находятся дома и не заняты. Поэтому нами было принято решение открыть на базе техникума направление «дневная сопровождаемая занятость». Два-три часа в день они могут проводить за работой в мастерских. Уверены, что это очень важно, поскольку люди не только занимаются ежедневно и совершенствуют свои навыки, они социализируются, приобретают позитивный коммуникативный опыт, завязывают осознанные дружеские связи, получают социальное поощрение и успешно адаптируются в современном обществе.

В настоящее время на базе мастерских проходят социальную реабилитацию девять человек. А всего в нее было вовлечено 29 инвалидов. За последние два года ребята из группы дневного сопровождения дважды приняли участие в дистанционном межрегиональном фестивале для людей с ограниченными возможностями здоровья в городе Задонске Липецкой области «С сердцем и душой». В номинациях «керамика», «ткацкое дело», «пластилиновая графика» пятеро из них стали лауреатами первой и второй степени, получили дипломы и награды конкурса. Помимо выставочной деятельности, они принимают участие в проведении мастер-классов для первокурсников, посещают творческие мероприятия техникума социокультурной и духовной направленности. Проект трудовой занятости инвалидов входит в концепцию развития в регионе системы комплексного межведомственного сопровождения лиц с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями, которую утвердил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев по нацпроекту «Демография».

– В соответствии с концепцией в задачи нашего министерства входит предоставление лицам с ментальными нарушениями и их семьям услуг на дому, в отделениях дневного пребывания, в стационарных условиях, внедрение технологий подготовки к самостоятельной жизни и сопровождаемого проживания. Одной из задач при создании системы комплексного сопровождения инвалидов является также организация сопровождаемой социальной и трудовой дневной занятости. Она направлена на их социальную реабилитацию путем включения в доступную трудовую, бытовую, творческую деятельность, создание условий для общения  взаимодействия в обществе, – добавил замминистра.

Пока подобные мастерские открыты на базе Иркутского реабилитационного техникума и Комплексного центра социального обслуживания населения Иркутска. В дальнейшем этот опыт ведомство планирует распространять и в другие территории региона.

– Уже есть запросы и предложения от ряда общественных организаций, родительского сообщества, – поделился Алексей Макаров. – Оценим реальную потребность – сколько людей готовы посещать реабилитационные мастерские, проработаем вопросы проезда в них инвалидов, подбора обучающего персонала, который будет с ними заниматься, и обязательно откроем реабилитационные мастерские в других населенных пунктах Прибайкалья.