Найти тему

Почему Артемизия Джентилески написала картину про Юдифь и Олоферна в такой суровой манере

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Художница Артемизия Джентилески жила в XVII веке и была известной и признанной в свое время, а позже — тем более. Ведь большое действительно видится на расстоянии. В обществе, где художественное творчество считалось прерогативой мужчин, женщине, даже очень талантливой, было нелегко пробиться. Артемизии это удалось. Рисовать ее учил отец, художник Орацио Джентилески. Уроки мастерства девочка усвоила прекрасно, но выработала свой стиль.

На ее творчество оказал большое влияние Караваджо, впрочем, отец тоже был караваджистом. Это влияние видно и по характерной светотени на ее картинах, и по тому, как художница не чуралась самых острых сюжетов, преподнося их максимально драматично.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Артемизия Джентилески. "Автопортрет как аллегория живописи (La Pittura)", 1638-1639
Артемизия Джентилески. "Автопортрет как аллегория живописи (La Pittura)", 1638-1639

Посмотрите на ее автопортрет в аллегорическом образе. Артемизия изобразила себя за работой, у нее сосредоточенный и целеустремленный вид, она вся погружена в процесс творчества. Обращает на себя внимание смелый ракурс, непривычный для автопортретов. Артемизия стала первой женщиной, которую приняли в Академию искусств и рисования. Другие студенты поначалу смотрели на нее скептически, но вскоре стало понятно, что талантливая девушка ни в чем не уступает им, а многих и превосходит. Стиль ее живописи стали называть "смелым".

У Артемизии Джентилески есть две картины, посвященные одной теме — Юдифь убивает Олоферна. Обе версии похожи, но имеют и отличия, вторая более реалистична и подробна. На обеих картинах поражает то хладнокровие, с которым Юдифь отрезает голову вопящему Олоферну. Ей помогает служанка.

Артемизия Джентилески. «Юдифь, убивающая Олоферна», фрагмент
Артемизия Джентилески. «Юдифь, убивающая Олоферна», фрагмент

Считается, что в образе Юдифи Артемизия вывела себя. Она орудует ножом с деловитой сосредоточенностью, будто разделывает курицу. Есть что-то мстительное в этой картине. Вероятно, на написание этого сюжета в столь прямолинейно жестокой форме повлияли обстоятельства личной жизни художницы. Первый вариант картины был написан примерно в то время, когда Артемизия стала жертвой домогательств художника Агостино Тасси. Девушка отвергала его, и тогда этот тип решил насильно овладеть ею.

Подруга Артемизии Тузия впустила насильника в дом, и тот, пользуясь своей физической силой, напал на Артемизию. Она кричала и звала на помощь, но Тузия никак не реагировала. Происшествие, конечно, нанесло Джентилески большую душевную травму. Она не зажила никогда и отразилась на дальнейшей жизни художницы и на ее творчестве.

Читайте еще на моем канале:

Как искусство показывало поэтесс в разные эпохи

Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц