77 лет родственники Белова Кирьяна Ивановича, призванного на фронт из с. Поповка и пропавшего без вести под Москвой, не знали о месте его захоронения. И вот накануне Дня Победы 2020 года пришла новость: могила нашлась.
По следам школьного сочинения
«25 июня 1941 года пришла повестка из военкомата о призыве Белова Кирьяна в Красную Армию, на фронт. На проводы пригласили всю деревню (он был первым новобранцем). С песнями и плясками провожали Кирьяна Ивановича за околицу. Он, в белой рубашке, на руках нёс свою любимую дочку Танюшу (ей было всего несколько месяцев). Прощай, родное село, речка Терешка, луга, поля! Прощайте, земляки, отец, мать, жена, дети!
У Хвалынского военкомата – много народа: призывников, провожающих. После переклички отправились на пристань, где долго ждали парохода. Все начали прощаться…. Пароход гудел до тех пор, пока не скрылся за горизонтом. А женщины и дети, проводившие своих мужей и отцов, плакали навзрыд…
Через несколько дней пришло первое письмо из Казани, в котором Кирьян просил жену Анастасию Егоровну беречь детей и сохранить его ружьё (с ним он часто ходил на охоту). Потом семья получила второе письмо. «Завтра – первый бой. Если вернусь – напишу. Если не вернусь – прощайте!» – писал Кирьян. Письмо оказалось последним. 25 ноября 1941 года пришло извещение, что Белов Кирьян Иванович пропал без вести под Москвой.
С великим трудом поднимала его жена Анастасия Егоровна пятерых детей… Закончилась война. Дети пошли работать в колхоз, на строительство железной дороги, стали создавать свои семьи, а бабушка Настя ждала своего Кирьяна. Пенсии она за него не получала, потому что пропавшие без вести долгое время считались врагами народа. Рождались внуки, правнуки, а баба Настя всё ждала, хотя сердце говорило, что ждёт напрасно. Бабушка очень любила своего мужа: так и не вышла замуж, оставшись верна ему до смерти», – из школьного сочинения правнука Кирьяна Ивановича Андрея Гафурова, выпускника Елшанской школы.
О чём поведал солдатский медальон
Накануне 50-летия Победы в 1995 году в газете «Коммунист» была напечатана заметка «О чём поведали солдатские медальоны?» В ней рассказывалось о том, что поисковый отряд военно-патриотического объединения «Искатель» г. Красногорска Московской области среди останков погибших солдат нашёл солдатские медальоны, в которых содержались сведения о пропавших без вести. Один из медальонов принадлежал Белову Кириллу, 1908 года рождения, из с. Поповка Хвалынского района Саратовской области. Весточка о нём пришла в семью через 54 года.
Я написала письмо красным следопытам. Ответ не заставил долго ждать: «Белов Кирьян Иванович был взят в плен под Москвой, угнан в Германию, где умер в Дибургском концлагере 25 ноября 1941 года от дизентерии. Место захоронения неизвестно»…
«Здесь покоятся советские военнопленные…»
Прошло ещё 25 лет. 10 апреля 2020 года дочь не пришедшего с войны Кирьяна Ивановича Белова – Марья Кирьяновна Дорофеева сообщила мне, что её сын Виктор Григорьевич разыскал в сети Интернет друга Сергея Мущтатова, с которым вместе служил в рядах Советской армии в Германской Демократической Республике. Сергей сейчас живёт в Германии.
Виктор Григорьевич попросил узнать, нет ли в городе Дибург на месте, где находился Дибургский лагерь для военнопленных, захоронения советских солдат и среди них могилы его деда Белова Кирьяна Ивановича.
Оказалось, что друг живёт в 30 км от г. Дибург. Сергей Мущтатов съездил и нашёл братское захоронение, на котором установлена мемориальная плита.
Он рассказал, что в лагере ШТАЛАГ IX B содержались пленные военнослужащие из Англии, Франции, Италии, СССР. Лазарет ШТАЛАГ IX B размещался в городе Дибург (Dieburg) (это прим. 50 км на юго-восток от Франкфурта-на-Майне и около 70 км от города Бад/Орб-Вегшайде (Bad Orb/Wegscheide), где был расположен основной лагерь). В административном подчинении относился к лагерю ШТАЛАГ IX B и имел несколько отделений в близ лежащих посёлках. Одно из них находилось в небольшом посёлке Кляйн – Циммерн.
С осени 1941 г. по 1945 г. здесь скончалось 435 человек советских солдат. Они были похоронены на военном мемориальном кладбище, расположенном прим. 500 м южнее поселка Кляйн – Циммерн (земля Гессен, ГЕРМАНИЯ).
В настоящее время – это братское захоронение, плиты с именами отсутствуют. В конце войны с могил исчезли дощечки с регистрационными номерами захороненных военнопленных, в 50-х годах здесь был установлен деревянный православный крест высотой 4 м (не сохранился).
В 1960 году началось сооружение мемориала, в котором приняли участие американские военнослужащие, немецкие студенты и министерство культуры земли Гессен. На участке были поставлены несколько бетонных крестов. Торжественное открытие состоялось 20 августа 1961 г. На установленной бетонной стене (1,5 м х 3,0 м) надпись на двух языках (немецком и русском): «Здесь покоятся русские военнопленные, которые в тяжёлые годы 1941-1945 скончались вдали от Родины».
Установлено 290 фамилий советских военнопленных из 435, среди них фамилия Белова Кирьяна Ивановича под № 25.
Белов Кирьян Иванович (20.05.1908-25.11.1941)
У братского захоронения – свежие венки и свечи, так же, как и на немецком кладбище.
Виктор Григорьевич попросил армейского друга, чтоб он отдал воинскую честь со словами: «Дед Кирьян! Внуки помнят тебя!»
Пройдёт время, и на могилу прадеда в Германии обязательно приедут его потомки, живущие в России, почтут память Кирьяна Ивановича Белова минутой молчания и возложат цветы.
Н. А. Дорофеева