Как часто можно услышать мнение, что ребенку нельзя жить без школы, т.к. именно в школе, в коллективе, он учится быть самостоятельным полноценным членом общества. Мол, оставим вопрос о качестве образования в стороне, но ведь без коллектива-то никакой социализации не выйдет, без него ребенок вырастет социопатом или маньяком.
Но давайте присмотримся к этой мысли повнимательнее. На самом деле она родом из нашего с вами советского прошлого. Это не хорошо и не плохо, просто такое наблюдение: именно в советской социальной психологии коллектив считался высшей формой развития малой группы.
Но чему учится ребенок, оказавшись в школьном коллективе? Во-первых, тому, что выбора у него нет. Он не выбирал эту группу людей себе в окружение. Его просто привели в класс и поставили перед задачей выстроить отношения с конкретными незнакомыми ему людьми. На самом деле во взрослой жизни мы с вами очень трепетно относимся к своему окружению. Даже коллектив на работе мы можем терпеть, осознавая, что в любой момент напишем заявление и через две недели забудем про все как про страшный сон. У ребенка в классе таких мыслей нет. Уйти среди года из класса – это исключение, для которого нужно веское основание. Я знаю во взрослой жизни только два института, которые работают по такому же принципу – это армия и тюрьма. Но разве к этому мы хотим подготовить своих детей?
Мы живем в деревне и в теплое время года наши дети большую часть времени проводят на улице. Там есть другие дети – в основном, городские дачники. Наш ребенок сам решает с кем он хочет дружить и играть, а с кем нет. Он учится выбирать себе друзей. Учится с одними выстраивать отношения, а с другими отказываться от общения, понимая, что эти люди ему не подходят. Разве не этим же занимаемся мы с вами? Разве не к этому нужно готовить маленького человека?
У нас есть дедушка и бабушка, они живут в соседнем доме. Они взрослые и очень умные. Мы учимся уважать их и приходим к ним за советами и за помощью каждый день, а иногда и по несколько раз на дню. Так мы учимся уважать тех, кто старше и умнее нас и учиться у них.
А ещё есть соседи и односельчане с которыми мы часто делаем что-то вместе, помогая друг другу и дети тоже активно в этом участвуют.
Сейчас у нас четверо детей и вместе братья и сестры учатся заботится друг о друге и помогать друг другу. Это тоже важный уровень социальных отношений.
Из всего этого складывается реальная социализация. Большая группа разновозрастных людей, которые будут рядом не до выпускного класса, а всю жизнь. И называется эта группа – семья. Именно она, в самом широком смысле этого слова, нужна ребенку для настоящей социализации.