Подход к выпуску автомобилей в этих странах абсолютно разный. Иран находится под санкциями вот уже почти полвека, поэтому все, что выпускают в стране, приходится делать самим. В Турции же наоборот своего производства как такового нет, но зато в стране работают несколько заводов иностранных брендов, обеспечивающих население машинами.
И у иранского, и у турецкого пути есть свои плюсы и минусы, но давайте разберем их поподробнее. Начнем с Ирана. Где-то с 1975 года начинается история именно иранского автопрома. До этого времени иранцы просто копировали модели французских автомобилей и выпускали их под своим шильдиком. После 75 года начали шевелиться и в области конструкторских, и дизайнерских решений. Но шевелятся уже почти пятьдесят лет, а лучшее, что смогли произвести — это седан Тара.
После введения очередного пакета санкций в 2012 году иранский автопром просел на 40%. Значит несмотря на все усилия по локализации и внедрению отечественных разработок, страна все же сильно зависела и зависит от импорта запчастей. Кстати, тогда же Иран уступил первое место по количеству произведенных авто в регионе Турции, с которой мы его сегодня сравниваем. Сегодня средний возраст автомобиля в Иране пробил отметку в десять лет и сложно сказать, что иранский автопром может всерьез конкурировать, скажем, с автопромом одной из европейских стран.
Турция же пошла по совершенно другому пути. Свои разработки были, но получались эти машины не слишком хорошо, поэтому о них довольно быстро все забыли и стали просто размещать заводы иностранных брендов на территории страны. Сейчас Турция обгоняет по количеству выпускаемых авто Чехию, Россию и Италию (не всех вместе взятых, а по одиночке). В стране работают заводы Фиат, Рено, Хендэ и многих других брендов.
Большая часть произведённых в Турции автомобилей уходит на экспорт, а в стране остается только порядка четверти. По запчастям Турция тоже активно работает на экспорт, поставляя комплектующие в том числе КамАЗу и АвтоВАЗу. Своих автомобилей как таковых нет, но зато все отлично работает с локализацией общепризнанных мировых брендов.
Как видите, подходы совершенно разные. Понятно, что Иран перешел к существованию на "всем своем" не от хорошей жизни. Да и результаты у стран разные: после введения массовых санкций против Ирана в 2012 году Турция обогнала его по количеству выпускаемых авто и не собирается отдавать лидерство по сей день. Не говорит ли это о том, что без кооперации не получится сделать конкурентоспособный автомобиль в современных реалиях?
Какой путь вам больше по душе: турецкий или иранский?