Найти тему
Украина.ру

Шантаж как метод политики. На саммите ЕС согласовали кредиты и оружие для Украины и санкции против России

  © AP / Geert Vanden Wijngaert
© AP / Geert Vanden Wijngaert

Кроме выделения Украине 18 миллиардов евро в денежной форме, саммит ЕС принял решение увеличить на 2 миллиарда евро так называемый "Европейский фонд мира", из которого финансируются поставки оружия Киеву

Итоги состоявшегося 15 декабря саммита ЕС были интригой практически до самого завершения мероприятия. И немудрено — ведь на кону стояли 18 миллиардов евро для Украины, которые в Киеве и Брюсселе называют «макроэкономической помощью», хотя на самом деле это просто кредиты на льготных условиях.

Поначалу на пути Киева к миллиардам встал Будапешт. Ещё до официального объявления предложения Еврокомиссии (ЕК) о выделении этих денег Венгрия заявила, что не поддержит его, поскольку для этого нужно будет осуществить заимствования под солидарную ответственность всех государств — членов ЕС.

Несмотря на это, ЕК 9 декабря предложила «беспрецедентный пакет поддержки для Украины» в размере до 18 миллиардов евро на 2023 год. «Эта стабильная, регулярная и предсказуемая финансовая помощь — в среднем 1,5 млрд евро в месяц — поможет покрыть значительную часть краткосрочных потребностей Украины в финансировании на 2023 год, которые украинская власть и Международный валютный фонд оценивают в 3−4 млрд евро в месяц», — заявили в Еврокомиссии.

При этом в проекте решения Совета ЕС было отмечено, что средства будут предоставлены Киеву в виде льготных кредитов, которые будут погашаться в течение 35 лет, начиная с 2033 года. В знак солидарности ЕС также предлагает покрыть расходы Украины на уплату процентных ставок путем дополнительных целевых платежей государств-членов в бюджет ЕС. Государства — члены ЕС и третьи страны при желании также смогут добавить средства к этому финансовому инструменту, которые будут использоваться как гранты.

Однако Венгрия не снимала своих возражений против этого решения, которое требовало единогласной поддержки всех государств — членов ЕС. И тогда 10 декабря Совет ЕС на уровне постоянных представителей государств-членов пошёл на компромисс: гарантии по заимствованиям для выделения денег Киеву будут предоставляться или из бюджета Евросоюза, или государствами-членами. Во втором случае единогласное решение всех стран ЕС не требовалось, однако это нарушало привычную схему принятия решений, потому давление на Венгрию продолжалось.

В результате Будапешт своё вето отозвал — взамен на частичное разблокирование финансирования из фонда восстановления ЕС и обещание выделить деньги из бюджета ЕС в случае выполнения ряда конкретных условий Брюсселя, касающихся правосудия и борьбы с коррупцией. Кстати, уже во время саммита ЕС премьер Венгрии Виктор Орбан иронично прокомментировал расследование коррупции в Европейском парламенте, которое связывают с проведением чемпионата мира по футболу в Катаре, и задержание заместителя председателя Европарламента.

Орбан напомнил, что Брюссель не выплачивает Венгрии средства из фондов ЕС якобы из-за обвинений в коррупции, но сам в ней погряз. «Все знали, что в Брюсселе полно коррупционных дел, но сейчас дошло до такого уровня, что полиции пришлось принять меры... Время осушить болото в Брюсселе», — сказал Орбан в видеообращении, опубликованном 15 ноября в соцсетях, но решения саммита ЕС поддержал.

Однако беда для Киева пришла, откуда не ждали. Накануне саммита Польша отказалась поддержать пакетное соглашение Совета ЕС из-за введения минимальной ставки корпоративного налога. Все четыре документа — деньги для Украины в сумме 18 миллиардов евро, план расходов Венгрии в рамках фонда восстановления ЕС после пандемии, решение о замораживании 6,3 млрд евро для Будапешта в бюджете ЕС и налоговая реформа — были частью пакетного соглашения, которое страны — члены ЕС должны были принять в среду, 14 декабря.

Премьер-министр Чехии Петр Фиала, чья страна является председателем Совета ЕС, более 11 часов убеждал своего польского коллегу Матеуша Моравецкого пойти на уступки, но результата это не дало. «Есть большое разочарование в том, что Польша ставит под угрозу помощь Украине, блокируя минимальный налог», — сказал в комментарии порталу Politico один из дипломатов ЕС, описав этот шаг Польши как «ещё одну ситуацию с захватом заложников».

В результате обсуждение пакета было вынесено на заседание саммита ЕС. Перед его началом Матеуш Моравецкий заявил, что ряд стран Европейского Союза не хотят помогать Украине, но пытаются это замаскировать. «Объединение 18 миллиардов евро помощи Украине с такими не относящимися к помощи темами как налог от международных корпораций — это какая-то ненужная ошибка и попытка шантажа», — сказал Моравецкий. «Мы открыты для разговора на все темы», — добавил он, отметив, что имеет место «попытка спрятаться за другими темами стран, которые с самого начала не хотели помогать Украине».

Но, в конце концов, сопротивление Варшавы было сломлено. Как сообщило издание Politico со ссылкой на трех дипломатов, знакомых с дискуссиями на саммите, формально Польша сняла свое вето с пакета решений, поскольку ни одна из стран не разделила её опасения относительно налоговой реформы. При этом польские СМИ пишут, что на самом деле Варшаве было обещано в ускоренном формате «разморозить» выделение Польше денег из фонда восстановления и бюджета ЕС после запланированного на ближайшие дни принятия поправок в законы о польской судебной системе.

Кроме того, в качестве рычага давления на Польшу глава Евросовета Шарль Мишель использовал и уже привычное выступление перед участниками саммита Владимира Зеленского. Говоря о повестке заседания саммита, Шарль Мишель отметил: «Украина, как всегда, находится в сердце наших забот». А после выступления президента Украины, который привычно просил денег, оружия и санкций против России, Мишель заверил Зеленского, что Евросоюз готов поддерживать Киев «столько, сколько потребуется».

В результате, кроме выделения 18 миллиардов евро в денежной форме, саммит ЕС решил увеличить в 2023 году на 2 миллиарда евро так называемый «Европейский фонд мира», из которого финансируются поставки оружия Киеву. Саммит ЕС также поручил Еврокомиссии и Европейскому оборонному агентству «активизировать текущие усилия по выявлению потребностей, а также содействовать и координировать совместные закупки вооружений, в частности пополнить запасы, особенно в свете оказываемой поддержки Украине».

Кроме всего прочего, на саммите был формально продолжен процесс расширения Евросоюза, разблокированный в июне 2022 года с предоставлением статуса страны-кандидата Украине и Грузии. 15 декабря такой статус получила Босния и Герцеговина (БиГ), которая подала заявку на членство в ЕС еще в феврале 2016 года. Решение, как и в предыдущем случае, чисто политическое — ранее в Брюсселе обещали БиГ статус кандидата в члены ЕС только после формирования правительства страны в результате выборов, состоявшихся в октябре. Хотя правительство до сих пор не создано, и даже первая сессия новоизбранного парламента БиГ ещё не состоялась, однако статус уже получен.

Этим решения саммита ЕС были исчерпаны. Согласовать на нём лимит цен на газ внутри Евросоюза не удалось. Правда, на саммите призвали министров энергетики государств — членов ЕС договориться об этом в рамках механизма коррекции рынка, говорится в заключениях по энергетике и экономике. В понедельник, 19 декабря, пройдет заседание министров энергетики ЕС, на котором будет вновь обсуждаться этот механизм, предполагающий ограничение скачков цен на газ. Аналитики склоняются к тому, что он будет принят.

Формально саммит ЕС не рассматривал вопрос антироссийских санкций. Однако через несколько часов после завершения заседания лидеров Евросоюза в Брюсселе представительство председательствующей в Совете ЕС Чехии сообщило, что постоянные представители государств — членов Евросоюза согласовали девятый пакет санкций против России. Ожидается, что окончательную техническую процедуру оформления списка новых ограничительных мер завершат 16 декабря, затем его должны опубликовать в официальном журнале ЕС, и после этого санкции вступят в силу.

Напомню, Еврокомиссия 7 декабря представила предложения по новому санкционному пакету против Москвы. Он предусматривает дополнительные меры в отношении энергетического сектора, в том числе запрет на инвестиции в горнодобывающую отрасль, запрет на поставки в Россию беспилотников, а также расширение экспортных ограничений, в особенности в отношении товаров двойного назначения.

Персональные санкции планируется ввести против почти 200 физических лиц и компаний. Речь идет о военных, членах Государственной думы и Совета Федерации, министрах и главах регионов. Под ограничения также могут попасть четыре российских телеканала и три банка.