В октябре прошлого года сразу несколько семейных застолий в Оренбургской области переросли в похороны. На востоке области буквально за пару суток от паленого алкоголя скончались больше 30 человек.
Пришли на юбилей
В поселке Красный Чабан Адамовского района из 15 пострадавших в первый же день скончались 9. Все они собрались в гости, отмечать юбилей родственника. В Акжарском из 11 пострадавших в первые сутки скончались шестеро. В Кувандыкском округе умерло четверо, в Орске - двое. Всего от отравления суррогатом в результате того ЧП на востоке области погибли 36 человек. Кто-то отмечал рождение ребенка, к кому-то в выходной заглянули родители.
Все они купили алкоголь в ближайших магазинах или с рук. В маленьких отдаленных селах, это, как правило, частная лавочка, при доме кого-то из жителей. Сетевых супермаркетов там не строят. Люди вынуждены брать то, что есть в наличии. И никто из них даже предположить не мог, что в этот раз под видом известной водки будет смертельный метанол.
Вероятно, даже продавцы, которые давно торговали паленым алкоголем, купленным на торгово-закупочной базе в Орске. Она работала больше 20 лет, кроме водки без акцизных марок там можно было купить продукты, сигареты. Большая часть - контрафакт, без сопроводительных документов. Но низкая цена стала приоритетом. Многих устраивало качество левого спирта за 100 рублей.
А сельским предпринимателям и того лучше - не надо оформлять лицензию на продажу. Конкуренции в деревне нет, а на своих кто будет жаловаться. Поэтому торговля паленкой была неплохим бизнесом. Только смертельно опасным.
Изъяли 11 бочек
Когда с востока области стали приходить страшные вести, туда отправился целый оперативный штаб - следователи, полицейские, губернатор, министр здравоохранения. Медики работали в усиленном режиме, чтобы спасти людей. Но то из одного поселка то из другого звонили в скорую - мужчине плохо. Самое страшное, что метанол невозможно отличить от этилового спирта - такой же запах, цвет. Но уже в первый час после употребления начинается сильная тошнота, люди теряют зрение, а потом впадают в кому. Чаще всего - безвозвратно.
Медики сутками не отходили от больных, многие попали к ним уже в крайне тяжелом состоянии, лежали на ИВЛ. В это время силовики задерживали продавцом алкоголя, пришли и в торгово-закупочную базу в Орске. Кроме уже изъятых 2000 бутылок, так обнаружили еще 11 металлических бочек со смертельной жидкостью, в которой было порядка 200 литров.
Расследование уголовного дела длилось больше года. Кто-то из продавцов, уже выслушал приговор. По их вине погибли 1, 2, 4 человека. Но пяти фигурантам, обвиняемым в смерти 36 человек обвинительное заключение вынесли только сейчас.
Смертельное лекарство
Как сообщает пресс-служба прокуратуры Оренбургской области, жителям региона, которые организовали перевозку и сбыт некачественной алкогольной продукции, вменяется статьи 238 и 171 - продажа продукции, не отвечающей требованиям безопасности и продажа алкоголя без лицензии, совершенная в крупном размере.
Как выяснили следователи, эта группа лиц действовала с января по октябрь 2021 года. Они производили, хранили и продавали алкоголь, не отвечающий требованиям безопасности. В результате этих действий 36 человек погибло, 17 человек получили легкий вред здоровью, трое - тяжкий.
Один из обвиняемых заключил досудебное соглашение, его дело вывели в отдельное производство. Обвинительное заключение утверждал лично заместитель генерального прокурора Николай Шишкин. Дело будут рассматривать в Советском районном суде Орска.
Массовое отравление привело к непоправимым последствиям - 12 детей остались сиротами. У пятерых детей, которые воспитывались в одной семье, умерли сразу мама и папа.
Самое странное, что эта трагедия для некоторых так и не стала уроком. В марте 2022 года в Кваркенском районе от смертельного алкоголя умерли три человека. Четвертая - мать троих детей - чудом осталась жива. Водку, купленную все на той же ТЗБ в Орске, в том же октябре 2021 года, им дал сосед, у которого подрабатывал погибший глава семейства. Продавец знал, что это та самая водка, от которой уже погибли люди. Но хранил ее и даже целенаправленно продал. Когда следователи спросили у него, зачем он держал дома бутылку, зная, что там метанол, продавец ответил - «чтобы лечить животных».