Относительно недавно, экраны облетели репортажи о том, что Дунай обмелел, и в районе сербской деревни Прахово из-под воды показались остовы немецких кораблей. Это как раз те корабли, которые отступали с нашим старым знакомым: Паулем-Вилли Цибом. Правда, его уже к тому времени даже близко не было, и всем руководил корветтен-капитан Кулманн (если мы говорим о затоплении кораблей у Прахово). Но их топили в разных местах, там «командовали парадом» командиры топившихся флотилий. И, вот из-за падения уровня воды в Дунае на поверхности реки показались обломки затопленных во время Второй мировой войны году немецких военных кораблей. И, вот тогда все вспомнили про «операцию» «Дунайский эльф» (вот уж не знал, что для того, чтобы затопить 100 с лишним кораблей, нужно придумать красивое название). Медиапрстранство вскипело от броских заголовков. А, ситуация, действительно, сложилась любопытная:
«В Европе обмелевший до рекордного уровня Дунай превратился в музей под открытым небом. Там, где река разделяет Сербию и Румынию, из воды показались остовы военных кораблей Третьего рейха. В 1944 году их затопили сами фашисты, спасаясь от наступающей Красной армии. Проржавевшие раритеты представляют смертельную опасность».
Саша Маркович, барышня-капитан внутреннего судоходства сообщила: «Очень опасно, очень рискованно, несколько тонн взрывоопасных устройств находятся здесь. Когда корабли с 15–16-тонными винтами проплывают, здесь создаются вибрации, мы не знаем, что может произойти».
Насчет снарядов, сильно сомневаюсь. Хозяйственные немцы пишут, что они пушки сняли, боезапас вывезли. Но есть еще нюанс.
Экологи, как всегда начеку. Данило Петрович, председатель экологического сообщества «Бадем»: «Эти корабли многие годы в Дунае. Их разъедает коррозия, происходят другие химические процессы. Это влияет на растительный и животный мир, на экологию. К тому же мы знаем, что там десятки тысяч боеприпасов, к тому же еще осталась нефть в цистернах».
По словам жителя Прахово Велимира Трайиловича, написавшего книгу о затопленных в Дунае кораблях, обломки представляют серьезную опасность, причем не только для судоходства. На борту немецких кораблей находились боеприпасы, и речь идет о примерно 10000 взрывных устройств, которые могут сдетонировать в любой момент. "Немецкая флотилия оставила после себя большую экологическую катастрофу, которая угрожает нам, жителям Прахово", - приводит Reuters слова Трайиловича.
Правда, кое-кто из журналистов «погорячился».
«В 1944 году немецкий флот под ударами Красной армии отступал из Черного моря и вошел в устье Дуная. Его преследовали бронекатера 1-й Краснознаменной Керченской бригады речных кораблей в составе Дунайской военной флотилии. Именно здесь развернулось жестокое сражение, в результате которого на дно пошли десятки кораблей гитлеровской Германии, причем гитлеровцы и сами топили свои суда». «Жестокое сражение», это… мягко говоря, преувеличение, но корабли свои, немцы топили (и топили их сами, мы тут не при чем). Цифры затопленных кораблей называются самые фантастические; «более 100», «174 корабля», «более 200». Чтобы не быть голословным.
«По данным историков, в районе Прахово на дне реки могут находиться больше сотни немецких кораблей. Даже сейчас, спустя 78 лет, проход по Дунаю в этом месте не самый безопасный».
Еще цитата:
«В ходе операции "Дунайский эльф" в сентябре 1944 года отступающие перед частями Красной Армии немецкие военные потопили по разным оценкам свыше 200 барж, патрульных и санитарных кораблей своей Дунайской флотилии на территории восточной Сербии».
Нет, это народ сильно погорячился (или истерику нагнетает). На самом деле, на достаточно длинном участке Дуная, на границе с Румынией, действительно, были затоплены 174 плавсредства (от катерочка до вполне приличного лазаретного судна). Но до недавнего времени, это никого не волновало.
Почему? Да, элементарно, потому, что большую часть этого флота, давным-давно уже подняли (и с выгодой для себя). Некоторые поднятые со дна Дуная десантные баржи даже к нам попали. На дне осталось валяться только сильно разрушенное и никому не нужное. Причем, как «на дне»… Некоторые остовы и в нормальной ситуации торчали над водой (на них даже деревья выросли).
Это один фактор. Второй фактор заключается в том, что при содействии Советского Союза в районе Прахово и Железных ворот были построены две крупные электростанции, которые подняли уровень воды. Джердап 1 и Джердап 2
Джердап I (Железные ворота I) — гидроэлектростанция на Дунае на границе Сербии и Румынии, в сужении Железные ворота в 943 км от устья. ГЭС находится в совместной собственности Сербии и Румынии (каждой стране принадлежит половина мощности и выработки станции). Джердап I является самой крупной ГЭС на Дунае и одной из самых мощных в Европе (также - самой мощной на территории Евросоюза); на момент ввода в эксплуатацию она была 10-й по мощности ГЭС в мире. 16 мая 1972 года И. Б. Тито и Н. Чаушеску открыли Джердапскую ГЭС
Джердап 2 начали строить 1977 и закончили в 1984-м.
А, потому «Эльфы-утопленники» никого не волновали.
Все всё прекрасно знали. По данным минтранспорта, только на участке с 857 до 862 километра течения Дуная через Сербию в непосредственной близости от ГЭС "Джердап-2" находится 23 потопленных немецких судна, из-за чего ширина водного пути со 180 сокращается до 100 метров, особенно во время снижения уровня воды, что замедляет и затрудняет судоходство. Но, пошуметь-то нужно.
Зачем? Ну, во-первых сенсация, а, во-вторых… Просто хороший повод решить старую проблему. В марте текущего года правительство Сербии объявило тендер на обезвреживание находящихся в Дунае возле Прахово взрывных устройств и вывоз обломков кораблей. Стоимость работ была оценена в 29 миллионов евро. Фарватер почистят, может, интересного чего найдут. Посмотрим…