Она была, что называется, «профессиональная красавица». Американка, которая вышла замуж за французского банкира Пьера Готро, она не особо переживала о собственной репутации. По всему Парижу ходили слухи о ее неверности. Она легко очаровывала мужчин. Не остался в стороне и молодой художник Джон Сингер Сарджент. Он только начинал свою карьеру, но его уже хвалили коллеги, и он стал получать заказы от французских дам на портреты, то есть имел в общем-то неплохие перспективы.
Но неожиданно захотел написать портрет красавицы-жены Пьера Готро.
Сарджент в письме другу:
«У меня есть большое желание написать ее портрет, и есть основания полагать, что она позволит это. Жду, когда кто-нибудь воздаст должное ее красоте. Если вы «bien avec elle» и увидите ее в Париже, можете сказать ей, что я человек потрясающего таланта?"
После некоторых уговоров Вирджини Амели Авиньо Готро согласилась, хотя другим художникам отказывала. Вероятно, она решила поддержать своего соотечественника. Джон Сингер Сарджент тоже был американцем, хоть и провел всю жизнь в Европе.
Мадам Готро оказалась очень плохой натурщицей. Она быстро начинала скучать, вертелась, не могла сосредоточится. И удивительно дело: ее вздорный характер прямо-таки отпечатался на картине. Глядя на портрет, не остается сомнений в ее высокомерии и манерности.
Одна из бретелек ее платья упала с плеча, словно добавляя соблазнительности и так довольно красивой фигуре. И вот когда Сарджент представил этот портрет на Парижском салоне 1884 года, вдруг разразился скандал. То ли сказалась репутация мадам Готро, то ли портрет, действительно, оказался «не в бровь, а в глаз», но мать Вирджини Готро даже попросила убрать портрет. Художник вернул картину в студию и нарисовал бретельку на плече. Почему-то эта деталь вызывала наибольшее количество споров. Но эти изменения не помогли. Светское общество было возмущено.
Французская поэтесса Жюдит Готье о портрете мадам Готро:
Это женщина? Химера, фигура единорога, возвышающаяся как на геральдическом гербе, или, может быть, работа какого-нибудь восточного художника-декоратора, которому запрещена человеческая форма и который, желая напомнить себе о женщине, нарисовал восхитительную арабеску? Нет, это скорее точный образ современной женщины, скрупулезно нарисованный художником, который является мастером своего искусства».
Мадам Готро не стала выкупать картину. Кажется, она вообще была к ней равнодушна. А Джон Сарджент на тот момент был не слишком опытным и не понял, что создал настоящий шедевр, так поразивший публику. Разочарованный он уехал в Лондон. Несмотря на эту историю, он тем не менее стал выдающимся художником.
В начале 20 века он переберется в США, где и проживет до самой смерти. У него осталось довольно большое художественное наследие — сотни работ: портретов, пейзажей. А кроме того Сарджент станет основателем Центральной художественной галереи Нью-Йорка.
Что же касается портрета Мадам Г— таково ее официальное название, то в 1916 году Сарджент подарил ее Метрополитен-музею со словами:
Джон Сингер Сарджент«Полагаю, это лучшее, что я когда-либо делал».
Благодарю за лайк! Подписывайтесь на канал.