Найти тему

Обучение пользователей работе в 1С

Да за что мне это наказание, я уже стара для этих ваших программ! Ведь так хорошо было, открыл блокнотик, написал отчёт, и дело с концом. Я никогда не научусь работать в этой вашей 1С!

Знакомо? Так иногда восклицают неуверенные в себе сотрудники, возраст которых, как им кажется, уже настолько большой, что они не в состоянии выучить алгоритм работы в новой системе.

В первое время я хватался за голову и искренне переживал о том, что очередная Нина Ивановна не сможет освоить донельзя простой интерфейс. Но не тут-то было. Как правило, за такими словами не стоит ничего, кроме лени и предрассудков. И уже через пару месяцев приходя в эту компанию слышал через весь коридор: “Антон, помоги мне, пожалуйста, новый плейлист добавить в аудиоплеер, ты же всё умеешь!”.

Главное 一 начать.

Главную роль также играет психологический фактор. Мозг сопротивляется новым, сложным, на первый взгляд, задачам и выдаёт кучу сопротивления и негатива. Здесь программист 1С делает глубокий вдох и немножко превращается в психолога и мага…

Чтобы вы понимали, у нас работают ребята с устойчивой психикой и во время обучения мы не разбиваем клавиатуры в припадке ярости. Когда-то мы сами были в статусе учеников, и не всегда этот процесс давался легко. Поэтому в любом обучении самое главное - терпение, человеколюбие и способность доносить сложные вещи простыми словами.

Но обо всём по порядку.

Зачем сотрудникам обучаться работе в 1С?

Обучению сотрудников работе в новых программах стали уделять внимание совсем недавно. Раньше эта часть отдавалась на совесть пользователей, мол сами как-нибудь да научатся, не маленькие. И в качестве обоснования обычно приводили следующие аргументы:  

1) пользователи “тупые”, ничего не запомнят из курса обучения (не заходят запоминать, быстро забудут), значит, и учить их бесполезно.

2) курсы обучения бесполезны, потому что не учитывают существующие бизнес-процессы предприятия, рассчитаны на «идеальные» условия работы.

В реальности тут, конечно, кроется желание заказчика сэкономить, не потратить деньги на лишние вещи.

Вредность такого подхода очевидна. Пользователей оставляют один на один с программой, потом удивляются и негодуют, что "программа не работает, нам так сказали люди". И здесь нужно мягко дать понять заказчику, что, причина не в программе, а в том, что его сотрудники просто не умеют работать.

-2

Почему не подойдут общие курсы?

На стандартных курсах 1С пытаются описать весь полезный, с их точки зрения, функционал стандартной конфигурации, не учитывая специфику предприятия. В реальной жизни люди используют далеко не весь функционал. А если конфигурация на вашем предприятии доработана, тогда стандартный курс и вовсе не применим!

Какой результат от такого обучения? Пользователи получают массу избыточной информации, которая им не нужна.

Индивидуальный подход к каждому сотруднику или сидение "рядом на стульчике" тоже не выход. Потому что специалист один, а пользователей может быть более 100 человек.

Как должно выглядеть обучение?

Оно должно проходить по чётко составленному плану, учитывающему:

➔     специфику вашего предприятия;

➔     специфику вашей конфигурации 1С.

План обучения должен быть согласован с руководителем. Во-первых, потому что он должен знать, чему будут обучены сотрудники (и в случае чего не принимать оправдания на тему “я не умею работать в программе”). Во-вторых, сотрудники будут знать, что это не личная инициатива программистов, а обязательное задание от руководителя. Этот факт сильно мотивирует и добавляет плюс к вниманию во время обучения.

План обучения – это не просто перечень пунктов, которые нужно пройти. Это чёткая программа, построенная по принципу "от простого к сложному". Именно такая классическая постановка способствует лучшему усвоению материала.

На составление плана не стоит жалеть времени. Нужно чётко выверить ходы в программе, чтобы быть уверенным в том, о чём рассказываете, а не рассеянно смотреть в экран, удивляясь неожиданной реакции программы на ваше действие. 

О содержании.

Так как у нас точечное обучение, важно заботиться о том, чтобы в содержании не было лишней информации, которая будет отвлекать от главного. Но самым активным студентам можно дать больше, если они сами пожелают.

Обучение конкретных пользователей должно проводиться только по их блоку в программе и тем блокам, что непосредственно с ними связаны.

Обучение практическим вещам только с точки зрения теории обречено на провал. Будущие пользователи обязательно должны находиться перед компьютерами в момент обучения. И желательно, чтобы это были не рабочие места, а отдельное помещение, где и теорию послушать можно и попрактиковаться.

-3

Фиксация результатов.

Как известно, если никто не спрашивает результата, то и процесс может быть пущен на самотёк. Другими словами, чтобы сотрудники были заинтересованы в знаниях, им следует сообщить о предстоящей аттестации и действительно её провести (хотя бы задав несколько элементарных вопросов).

Кроме того, полученные учениками знания должны быть зафиксированы, причём как «в головах», так и «на бумаге». То есть необходимо составить документ (акт, протокол, лист обучения), к котором расписывается каждый студент. В этом документе следует изложить содержание каждого урока. Такая манипуляция нужна для подтверждения факта проведения обучения и даёт частичную защиту от последующего саботажа пользователей, не желающих вспоминать о том, чему их научили.

Как говорится, тяжело в учении, легко в бою!

Компания Санто Групп проводит обучение пользователей работе в программе 1С, соответствующее всем перечисленным требованиям. Всегда рады помочь вам!

Вам также могут понравиться: