Инвестиции выросли в социальном обеспечении, гостиничном бизнесе и общепите, однако сильно снизились по таким направлениям как научная деятельность, обрабатывающие производства и связь.
Инвестиции в основной капитал по предприятиям и организациям Воронежской области за январь-сентябрь 2022 года с учетом неформальной экономики составили 146,2 млрд рублей, что ниже на 9,8% к уровню аналогичного периода 2021 года. Об этом говорится в декабрьском отчете Воронежстата. Инвестиции без учета неформального сектора за девять месяцев составили 91,7 млрд рублей (62,7% в общем объеме по полному кругу предприятий и организаций).
Согласно Росстату, в неформальном секторе российской экономики находятся самозанятые, фермеры, индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму. Для расчета доли теневой экономики статисты обычно используют оценку доходов от скрытых и неофициальных видов экономической деятельности, разрешенных законом.
Чаще всего предприниматели тратили деньги на покупку машин и оборудования, включая хозяйственный инвентарь, — 36,5%, следом идет строительство нежилых зданий — 32,5 % и жилых — 25,2%.
Рост инвестиционной активности отмечен:
в госуправлении и обеспечении военной безопасности, социальном обеспечении — в 2,3 раза,
в деятельности гостиниц и общепита — в 1,9 раз,
в деятельности в области здравоохранения и социальных услуг — в 1,6 раза.
Сократились инвестиции в основной капитал:
в организациях, связанных с профессиональным, научным и техническим развитием — в 1,7 раза,
в обрабатывающих производствах — в 1,5 раза,
в области информации и связи — в 1,5 раза.
Вместе с тем, например, участники рынка связи утверждают, что результаты непрерывной работы позволяют им чувствовать себя устойчиво. «В 2022 году в масштабах прошлых лет мы продолжали инвестировать в развитие сети связи в Воронежской области. Доступ к мобильному интернету получили 6,5 тыс. жителей. Меры включали в себя и строительство таких дорогостоящих объектов как вышки связи», — рассказал РБК Черноземье директор МТС в Воронежской области Василий Голуб.
Тем не менее, несмотря на позитивный настрой в 2022 году большинству западных приграничных регионов вряд ли грозят высокие темпы экономического роста, полагает вице-президент ЦСР Татьяна Караваева. Ведь нагрузка на здравоохранение и спрос на социальные услуги возросли, и это находит свое отражение в бюджетах.
«Кроме того, год характеризовался уходом с российского рынка ряда иностранных компаний, введением прямых и косвенных санкций, что повлекло необходимость введения предприятиями своеобразных «адаптационных» механизмов. Прежде всего, изменение рынков сбыта, переориентации кооперационных цепочек, сокращение инвестиционных программ, технологическое упрощение продукции. Наиболее пострадавшими от введенных ограничений оказались именно современные предприятия», — говорит Караваева.
Для сохранения конкурентоспособности в будущем, и наращивания научно-технологического потенциала страны и регионов необходима поддержка государства, уверен эксперт. Особенно это касается производства новых видов промышленного оборудования, включая увеличение расходов на НИОКР, ускорение создания инжиниинговых центров, создания центров реверс-технологий в наиболее рисковых отраслях промышленности.