Найти тему
А101 Лёрнити

Свет «Особого детства»

Региональная благотворительная общественная организация Центр лечебной педагогики «Особое детство» уже 33 года помогает детям и взрослым с особенностями развития.

Разговор с директором ЦЛП Николаем Моржиным в преддверии благотворительной ярмарки «Добрый декабрь» мы сразу начали с главного – посильной помощи Центру.

Правда, для начала пришлось сделать краткий экскурс в историю «Особого детства» и понять, для чего и для кого создавался Центр и как устроено финансирование такой большой благотворительной организации.

«Любые 100 рублей в месяц важны, – говорит Николай Моржин (как, впрочем, все руководители благотворительных организаций, с которыми мы беседовали), – потому что регулярность пожертвований равна финансовой «подушке» для любой благотворительной организации».

Николай Моржин, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство»
Николай Моржин, директор Центра лечебной педагогики «Особое детство»

– Центр лечебной педагогики  – региональная благотворительная общественная организация, и существует она прежде всего за счёт благотворительных грантов и пожертвований.

У нас есть немного государственных денег – это госконтракты с Департаментом соцзащиты населения Москвы, которые составляют примерно 10% нашего бюджета.

До 2002 года ЦЛП был полностью бесплатный, и пока мы были ещё очень небольшими, нам удавалось найти гранты на нашу деятельность.

С 2002 года по согласованию с родителями мы ввели частичную платность и разработали договор на оказание реабилитационно-образовательных услуг. Но самое важное в этом договоре, что родители всё равно платят столько, сколько могут платить. Практически ни одна из семей не вносит полную сумму.

– До сих пор?

– Совершенно верно, до сих пор. Остальное дотируется из грантов, благотворительных пожертвований и так далее. И это главный принцип ЦЛП – нам важно, чтобы помощь у нас нашли все «особые» семьи независимо от материального достатка.

Семья пишет заявление о включении ребёнка в благотворительную программу и указывает ровно ту сумму, какую может оплачивать. Это вопрос доверия и честности.

Доля оплат родителей в совокупном бюджете центра составляет от 8 до 12%, то есть тоже примерно 10%.

ЦЛП в 1989 году

4-комнатная квартира в социальной аренде
10 педагогов

Конец 2022 года

Около 200 сотрудников
130 человек педсостава
Ежемесячно:
380 семей на регулярных занятиях
100 первичных приёмов
50-100 консультаций

С 1989 года мы очень и очень выросли. Теперь мы не только занимаемся практической педагогической работой с детьми, но и учим специалистов по всей России, переводим книги, которые в рамках гранта распространяем бесплатно, учимся сами, привозим к нам иностранные методики.

Мы занимаемся юридической помощью конкретным семьям и пытаемся улучшать законы, касающиеся инвалидов.

Семье не всегда по силам справиться с бюрократией, например, при установлении ребёнку инвалидности. На каких-то этапах мы физически проходим этапы вместо родителей, где-то идём вместе с ними.

Такая социальная адвокатура появилась у нас практически с самого начала. Центр в этом смысле, наверно, уникальная организация, потому что его создали педагоги и родители, представляя точки зрения двух сторон, которые, как мы знаем, часто могут расходиться. Конфликты здесь сглаживаются, поскольку люди находятся в одном поле и вместе пришли делать одно и то же.

Теперь мы, к сожалению или к счастью, очень большие. Это и ответственность, и ограничения – собрать бюджет организации 10-15 лет назад и сейчас – ну очень две большие разницы.

Поэтому не надо думать, что ваши 100 рублей помощи ничего не изменят. Изменят! Сто людей и 100 рублей регулярных пожертвований каждого из них – реальные деньги, на которые мы можем опираться в своём бюджете и продолжать работать с детьми.

-2

Я знаю, что вы давно работаете в центре и недавно стали его директором. Что изменилось со сменой позиции? Другой фокус внимания, может, появился?

Справка:

Николай Моржин, директор ЦЛП. Работает в ЦЛП почти 20 лет.

В некоммерческом секторе я с 1997 года, когда пришёл работать в Российский фонд помощи Издательского дома «Коммерсант» из самого «Коммерсанта».
С приходом в ЦЛП начал выстраивать контрактную систему отношений между центром и родителями, центром, родителями и педагогами. Занимался фандрайзингом. Был исполнительным директором.

– Уже с позиции исполнительного директора видишь более объемно, хотя при этом не обязательно вникать во всё, потому что на каждой позиции есть ответственный за эту часть работы.

Теперь же приходится смотреть на всё и за всем. Безусловно, без команды это невозможно, потому что голова лопнет. И слава богу, команда надёжная. Но чувство ответственности поменялось. Одно дело отвечать пусть за большой, но только свой сектор, другое – за всю организацию в целом, за её сотрудников.

-3

– Ваш центр — место, где требуется высокая квалификация специалистов. Откуда они приходят?

– Кроме того что нужны высококвалифицированные специалисты, внутри ЦЛП есть собственные ступеньки роста. Приходя к нам на работу, специалист не попадёт на позицию эксперта. Он пройдёт путь от специалиста до ведущего специалиста и эксперта, защитив свою квалификацию перед Экспертным советом центра. Председатель Экспертного совета ЦЛП по уставу даже выше, чем директор.

Возвращаясь к вопросу, откуда мы берём специалистов. Уже несколько лет мы сотрудничаем с ведущими вузами Москвы, которые готовят специальных педагогов: психологов, логопедов, дефектологов. Под ведущими вузами я подразумеваю МГУ, ВШЭ, МГППУ, МГПУ им. Ленина, Московский педагогический университет.

Для студентов этих вузов мы являемся площадкой для практики. Кто-то уже в студенчестве становится волонтёром, а из волонтёров растут в учеников, стажёров, специалистов, ведущих специалистов и экспертов.

На каждой ступеньке есть свои ограничения. Скажем, ученики и стажёры не имеют права давать рекомендации родителям, обсуждать занятия. Обратную связь по занятиям, по ребёнку могут давать только педагоги от уровня специалиста и выше.

Это небыстрый путь, но опыт показывает, что тщательная, «неспешная» подготовка сотрудников даёт качество работы. Всё это вместе – не только профессиональная квалификация, это ещё синтез гуманистического подхода к каждому ребёнку и семье в целом и командного духа. Ведь с ребёнком у нас работает не один специалист, это комплексная работа.

-4

На что стоит обратить внимание родителям, если им кажется, что у них особый ребенок?

– Упомяну совершенно прекрасную программу, которую специалисты Центра привили на российскую почву.

Это чешско-немецкая программа, которая в оригинале называется PEKiP (Prager Eltern Kind Programm), а в русской адаптации – «Родители и дети 1-й год», и направлена она на обучение родителей общению со своим родившимся ребёнком.

В оригинале PEKiP длится от нуля до 18 месяцев. Специалисты Центра «прокачали»  её до «Родители и дети 1-й год, 2-й год и 3-й год». Обученные и сертифицированные специалисты программы живут по всей нашей необъятной стране и за её пределами.

Программа направлена на норму и профилактику, но в процессе занятий могут быть диагностированы некоторые проблемы конкретного ребёнка. В этом случае педагог, который руководит группой, может перенаправить семью к профильным специалистам.

-5

Раз уж разговор зашёл об этой программе, давайте поговорим о ней подробно. В январе «Родители и дети» запускается в Лёрнити, и нашим читателям будет интересно узнать больше.

– Ведущие программы – педагоги, лечебные педагоги и психологи, которые учат вниманию к ребёнку, играм с детьми этого возраста, дают основы теории привязанности.

Первый год жизни группу ведёт один специалист. На втором и третьем уже два, один предлагает детям определённый набор игр, а другой беседует с родителями и комментирует, что происходит в конкретный момент с их ребёнком и зачем нужны те или иные игры, на что они влияют. Эта программа учит коммуникации, контакту и чуткости, чуткости по отношению к своим детям.

Может быть, говорить молодым родителям, что происходит, важно, а вот теория привязанности странно звучит со стороны, у большинства мам всё-таки сильнейший материнский инстинкт.

– Вы наверняка знаете, что наши родители воспитывали нас, опираясь на книжку доктора Спока. Основной тезис Спока состоял в том, что ребёнка не надо брать на руки, потому что вы его избалуете. И нас не брали на руки. Никто не слыхал о теории привязанности.

При этом материнские инстинкты не были выключены в 60-е годы и не включились внезапно в 2000-е. Сила убеждения Споком была такова, что не брали [на руки], не качали, не разговаривали, не комментировали.

Программа «Родители и дети» учит правильно играть с ребёнком, понимать, что он чувствует, почему он заплакал, как его успокоить, как его поддержать.

Это простые на самом деле вещи, но и ответы на них не всегда подсказывает материнский инстинкт. Это то, что находится в области знаний и умений.

– И получается, что в ходе этой программы можно рано заметить отклонения в развитии.

– Более того, чем раньше они замечены, чем раньше с ними начинают работать профессиональные психологи, логопеды, дефектологи, тем больше у ребёнка шансов компенсировать проблемы.

Пытаясь всё больше понять, что такое аутизм, мы ушли от термина РДА – ранний детский аутизм и пришли к термину РАС – расстройство аутистического спектра. Это подразумевает, что спектр довольно большой – от самых лёгких расстройств до совсем тяжёлых, но чем раньше начать с таким ребёнком занятия, тем выше будет его функциональность и возможности.

-6

– Мы уже с вами поговорили про условные 100 рублей, которые для нас не составят большой суммы, а для ЦЛП составят, потому что сто раз по сто рублей – уже много. А кроме этих 100 рублей что ещё? Прям давайте перечислять.

– Это могут быть любые материалы для творчества: бумага, карандаши, фломастеры, пластилин, краски…

Всё это можно привезти к нам в Коньково, можно на Университет, на Строителей, 17Б, в наше первое здание.

Чего точно не надо. Вот мягких игрушек не надо! Правда. Во-первых, дети в них не играют, во-вторых, это пылесборники и потенциальные аллергены.

Зато куклы для кукольного театра – отлично! Потому что кукольный театр у нас есть.

Какие-то специальные конструкторы – да! Причём большие. Мелкое лего для наших детей сложновато. Исторически сложилось, что больше всего у нас занимаются дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

-7

– Как становятся волонтёрами, и нужно ли обладать специальными навыками?

– Нам всегда нужны волонтёры в группах, и мы всегда рады тем, кто хочет попробовать себя в волонтёрстве. Но нужно понимать, что это ответственность. Нельзя прийти разочек или, ещё хуже, два-три, потому что ребёнок привыкает, а педагоги рассчитывают. Поскольку дети тяжёлые, в большинстве сопровождение людей на группах один к одному, то есть ребёнок плюс сопровождающий – педагог или волонтёр, ученик, студент.

Волонтёр может прийти и без специального образования. Он поучится, и его поучат, подскажут как помогать. На сайте есть почта и телефон волонтёрской службы, с волонтёром мы с заключаем договор.

Конечно, бывают нужны узкопрофильные волонтёры, так называемые специалисты pro bono, то есть квалифицированные специалисты, готовые безвозмездно предоставить своё время и профессиональные навыки в пользу благотворительности.

Всегда есть потребность в дизайнерах, верстальщиках, фотографах, финансистах.

В западных корпорациях это распространённая практика, и работа pro bono может входить в штатное расписание и оплачивается самой компанией. Во всех крупных корпорациях есть отделы КСО – корпоративной социальной ответственности, которые мотивируют сотрудников на помощь благотворительным организациям.

В российских реалиях подобная программа есть в Сбере, это программа поддержки волонтёрских инициатив сотрудников. Поскольку эти люди имеют бизнес-мышление, то и свои идеи они упаковывают в бизнес-проекты и делают совершенно фантастические вещи.

-8

– На ярмарке Доброго декабря будет представлена продукция ЦЛП. В прошлом году от вас были очень «тёплые» фонарики на ёлку. Наверно, и сейчас будет нечто подобное?

– Основной профиль ЦЛП – работа с детьми от нуля до 8-10 лет. Как правило, мастерские для этого возраста в основном терапевтические. Но наши ребята растут.

Путь особого ребёнка такой же, как путь любого другого: детский сад, школа, профессиональное обучение и рабочее место. Это сложно, но путь должен быть такой. Поэтому внутри ЦЛП и рядом организуются мастерские. Некоторые имеют статус творческих, то есть там не смогут сделать к 1 декабря 500 одинаковых игрушек. Это действительно творческая штучная работа особых подростков и молодых людей.

Другие мастерские имеют статус рабочего места. Ребята приходят сюда на час, три или пять в зависимости от собственных возможностей. Под руководством мастеров, художников и волонтёров они делают, например, те самые фонарики, которые сияют необычным тёплым светом.

Их и другие вещи мастерских вы сможете купить на ярмарке, это будет ещё одна возможность помощи ЦЛП.

-9

Как помочь ЦЛП

  • Сделать пожертвование на сайте Центра – единовременное или подписаться на регулярные. Помните, что даже 100 рублей в месяц помогают Центру работать каждый день!
  • Купить на благотворительной ярмарке «Добрый декабрь» изделия керамической, столярной, ткацкой и гастрономической мастерских, которые делают молодые люди с ментальными нарушениями.
  • Подарить Центру материалы для занятий творчеством, керамикой, садоводством.
  • Стать волонтёром для помощи на занятиях и/или волонтёром pro bono.