Баррикады на дорогах на севере Косово и Метохии остаются, у них в палатках дежурят люди. Но все понимают, что разрешение ситуации в крае зависит не столько от косовских сербов, сколько от Сербии
В ночь на 9 декабря начался нынешний виток напряжённости в крае Косово и Метохия (КиМ), который согласно Конституции Сербии и Резолюции СБ ООН 1244 от 1999 года является сербской автономией, но где местные албанцы в одностороннем порядке провозгласили Республику Косово.
Тогда в Косовскую Митровицу, главный город северной части края, населённой в основном сербами, зашли силы полиции и спецназа ROSU Республики Косово. Количество силовиков на бронетехнике и с полным вооружением составило более 300 человек.
По заявлениям Приштины, в ближайшее время присутствие её силовиков на севере КиМ будет усилено в целях «обеспечения безопасности» албанцев, проживающих в районах со смешанным населением.
При этом нахождение вооружённых бойцов ROSU на севере края является нарушением Брюссельского соглашения 2013 года между Белградом и Приштиной, согласно которому это запрещено без разрешения руководителей четырех сербских муниципалитетов.
На следующий день власти в Приштине подняли градус эскалации. На КПП «Ярине» между центральной Сербией и КиМ был задержан бывший полицейский Деян Пантич, который, как и все остальные сербы, в ноябре 2022-го покинул ряды полиции Республики Косово. Его обвинили в «нападении на избирательную комиссию» в Косовской Митровице.
Это было форменное издевательство, поскольку комиссию, находящуюся в многоэтажке, где живёт Пантич, захватывали косовские полицейские. На тот момент в Приштине ещё надеялись провести на севере КиМ внеочередные выборы глав четырёх общин, населённых преимущественно сербами — ведь они также подали в отставку.
Позже выборы были перенесены на апрель, но, судя по всему, приказ о задержании бывшего полицейского-серба отменять не захотели.
После лишения Пантича свободы в помещении КПП «Ярине» косовские сербы возвели баррикады на дорогах, ведущих от административной границы с центральной Сербией, чтобы не допустить вывоза бывшего полицейского в Приштину.
В ответ власти Республики Косово закрыли этот пункт пропуска, а также КПП «Брняк».
Вечером 10 декабря президент Сербии Александр Вучич выступил с обращением к нации в связи с эскалацией напряжённости в Косово. Сербский лидер заявил, что согласован текст требования, которое будет отправлено командованию KFOR (международные силы под руководством НАТО, отвечающие за обеспечение стабильности в Косово. — Прим.): обеспечить распределение военнослужащих и полиции Сербии на территории Косово и Метохии.
«Резолюция 1244 Совета Безопасности ООН подтверждает возможность возвращения определённого количества — до 1 000 — сербских военнослужащих и полицейских для распределения на территории Косово и Метохии. До настоящего момента таких разговоров с KFOR не велось», — заявил Вучич.
Он отметил, что этот год в КиМ рекордный по нападениям на сербов на этнической почве — их уже на 131 больше, чем в прошлом.
В ответ «премьер-министр Республики Косово» Альбин Курти заявил, что Приштина не хочет конфликта, но ответит на «агрессию» всеми силами, которые у неё есть.
«Преступники и русофилы потерпят поражение. Республика Косово победит», — сказал Курти.
На следующий день, 11 декабря, президент Сербии Александр Вучич провёл срочное заседание Совета безопасности страны. Выступая после него с обращением к гражданам Сербии, Вучич заявил: «Мы припёрты к стене. Для меня это самый тяжелый день за все время, пока я президент Сербии или глава правительства».
«Никогда со времен распада Югославской народной армии у нас не было таких настроений в полиции и армии, когда люди готовы отдать себя на службу своей стране. Они готовы выполнить любой приказ. И за это я им благодарен и горжусь ими.
Но мы любой ценой будем стремиться сохранить мир. Их дело лишь сохранять высокий уровень боеготовности», — прокомментировал Вучич заявление Курти о планируемой «агрессии» со стороны Сербии.
Он также подчеркнул, что сейчас сербский народ проходит через драматичные дни, в чем нет его вины.
«Наша совесть чиста. У нас связаны руки, но даже когда нас загнали в угол, вы должны бороться. Мой призыв к народу — уважать KFOR и EULEX (полицейская миссия ЕС в Косово. — Прим.), и не позволять себя спровоцировать», — призвал Вучич.
Он предупредил о возможности «операции под ложным флагом», в которой албанцы под видом сербов напали бы на представителей KFOR и EULEX.
«Мое послание народу в Косово и Метохии: мы не сдадимся и мы с вами», — заключил Вучич.
В понедельник, 12 декабря, бывший посланник США по диалогу между Белградом и Приштиной Ричард Гренелл обратился к «премьеру Республики Косово» Альбину Курти с требованием освободить арестованного серба, чтобы в ответ местное население должно убрать все баррикады.
«И если Курти не сделает этого немедленно, то США должны приостановить всю помощь. Мы не должны поддерживать того, кто сеет хаос и террор», — подчеркнул американский дипломат.
Он также оценил, что европейцы только усугубляют кризис на Балканах односторонним вмешательством и обвинил ЕС в сложившейся ситуации.
В тот же день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в беседе с журналистами отметил, что в вопросе напряженной ситуации между Белградом и Косово Россия выступает за то, чтобы все права косовских сербов были абсолютно обеспечены.
По его словам, Россия также выступает за то, чтобы сторонами выполнялись все обязательства, взятые ими в соответствие со всеми документами, которые имеют отношение к сложившейся ситуации.
Песков отметил, что со стороны президента Сербии Александра Вучича просьб о помощи «не было».
«В любом случае мы дорожим нашими братскими отношениями с сербами и болеем всей душой за то, чтобы эта напряженность как можно скорее спала», — сказал пресс-секретарь Владимира Путина.
Также 12 декабря официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что причиной обострения обстановки в южном сербском крае стали провокации Приштины, ужесточающей репрессии против косовских сербов.
«Будем и впредь помогать в отстаивании Белградом законных национальных интересов применительно к Косово с опорой на резолюцию Совета Безопасности», — указано в её заявлении.
Вечером того же дня стало известно, что бывшему полицейскому Деяну Пантичу, арестованному приштинскими силовиками на КПП «Ярине», прокурор специального отделения Основного суда в Приштине назначил наказание в виде 30 дней лишения свободы «за совершение теракта».
При этом баррикады на дорогах остаются, у них, несмотря на плохую погоду, в палатках дежурят люди. Рядом с баррикадами и КПП на границе КиМ и центральной Сербией дежурят представители KFOR и EULEX.
Силовики Республики Косово несколько раз заявляли, что вступали в перестрелки с «криминальными группами», однако ни они сами, ни представители международных сил никаких доказательств этого не представили.
В конце дня косовские сербы объявили условия для деэскалации ситуации:
1. Вывести все силовые подразделения полиции самопровозглашенной Республики Косово с севера.
2. Выпустить всех незаконно арестованных сербов (а таких людей за последние месяцы немало).
Только в ответ на это сербы будут готовы разблокировать пять участков дорог на севере Косово и Метохии.
«Мы хотим мира, и только мира. Наши баррикады — это не акция, а реакция на односторонние действия Приштины», — заявил Горан Ракич, лидер партии «Сербский список», представляющей интересы сербов Косово и Метохии перед властями в Приштине.
Но все понимают, что разрешение ситуации в крае зависит не столько от косовских сербов, сколько от Сербии. К концу дня 12 декабря стало известно содержание официально запроса о возвращении сербской армии и полиции на север КиМ, который Белград планирует отправить командованию KFOR.
В тексте документа указаны причины, которые дают Сербии основание предпринять контрмеры:
— невозможность исполнения основных функций международного военного присутствия, результатом чего стало формирование подразделений, которые вторгаются на север Косово;
— изгнание сербского населения с территории Косово и Метохии и отказ обеспечить минимальные условия для его возвращения;
— уничтожение религиозных и культурных объектов, кража церковного имущества, которые приобрели масштабы культурного геноцида;
— узурпация государственной собственности;
— неспособность международного гражданского присутствия обеспечить минимум уважения принципам господства права;
— постоянные нарушения со стороны Приштины соглашений, достигнутых в диалоге под покровительством ЕС.
А вечером в понедельник в Белграде состоялась демонстрация в поддержку сербского населения Косова и Метохии. Шествие началось в 20:00 от Храма Святого Саввы, под патриотические песни многотысячная толпа прошла по центральным улицам столицы Сербии, скандируя лозунги «Сербы и русские — братья навек», «Косово — сердце Сербии», «Fuck НАТО» и т. п.
Хотя в демонстрации, в частности, приняли участие футбольные фанаты воинственного вида, однако, по моим наблюдениям, сербское общество не готово к войне. Потому неудивительно, что Александр Вучич, как демократически избранный лидер Сербии, пытается найти политико-дипломатическое решение проблемы Косово, особенно в условиях, когда реальная помощь со стороны России маловероятна.
Но проблема в том, что он уже один раз пробовал сделать это, подписав в 2013-м под давлением европейцев Брюссельское соглашение с властями в Приштине. Но оно оказалось своеобразным аналогом Минских соглашений, косовские албанцы своих обязательств не выполнили — в отличие от Белграда, их перевыполнившего.
После скандального интервью Ангелы Меркель президент Сербии получил возможность оправдания — мол, Европа обманула не только меня, но и Путина. Однако сербский лидер не отвечает на простой вопрос: почему он и дальше продолжает переговоры о судьбе Косово и Метохии с Брюсселем?..