Многие из вас, наверняка слышали, что в СССР существовали негласные чёрные списки певцов и киноактёров. Порой в такие списки артисты попадали не без участия режиссёров, у которых перед этим снимались. Но знали ли вы, что в подобные списки попадали и сами режиссёры? За что советские режиссёры попадали в чёрные списки? Почему некоторым из них не давали снимать кино долгие годы?
В жизни некоторых советских режиссёров были, поистине, трагические моменты, когда они никак не могли пробиться через препоны, цензуру и даже полные запреты снимать кино вообще.
Содержание статьи
- Андрей Тарковский
- Маргарита Барская
- Александр Аскольдов
- Леонид Гайдай
Андрей Тарковский
Гениальный советский режиссёр, практически, всю свою творческую жизнь боролся с химерами. Проблемы у него начались ещё на съёмках «Андрея Рублёва». Работа над фильмом шла с постоянными препонами, ещё на стадии сценария советские чиновники раскритиковали сюжет картины за мрачность и антипатриотизм и подвергли её цензуре. Вспоминали ли они, что подвергали этот проект гонениям, когда «Андрей Рублёв» получил приз Международной федерации кинопрессы и был признан главным в карьере режиссера?
Сын режиссёра, Андрей Тарковский-младший, вспоминал: «С тех пор он только и делал, что боролся за своё искусство с советскими идеологами. К сожалению, он снимал меньше, чем мог и хотел снимать. Были периоды, когда папа годами сидел без работы, безумно страдая от этого. В такие моменты он предпочитал уезжать в деревню, где у него был дом, который он сам построил. Он жил там в одиночестве, занимался строительством, домашним хозяйством. Порой в такие моменты творческого простоя ему приходилось отменять свои дни рождения или какие-то праздники: не на что было накрыть стол для гостей. Семье не хватало денег на то, чтобы просто выжить».
Андрей Тарковский говорил, что его травили на протяжении всей его карьеры, из-за чего из 20 лет работы в советском кинематографе он «около 17 был безнадёжно безработным». В 1982 году режиссёр улетел в Италию, чтобы снять там фильм «Ностальгия», а закончив работу объявил на пресс-конференции в Милане, что не собирается возвращаться в СССР...
Маргарита Барская
У этой актрисы, кинорежиссёра и сценариста, могло быть блестящее будущее. Если бы она родилась в другом месте. Или в другое время. Красивой женщине прочили карьеру актрисы, но она хотела быть режиссёром. Первый полнометражный художественный фильм Маргариты Барской «Рваные башмаки» стал сенсацией в Советском Союзе. Это был первый в мире звуковой фильм, сделанный «силами детей, для детей и о детях». Снимала Барская свой первый большой фильм почти два года, получая за свою скрупулёзность строгие выговоры, а порой её лишали зарплаты... Шестнадцать раз режиссёра собирались уволить, дважды картину консервировали… А когда фильм был выпущен в прокат, он произвёл фурор.
Писатель Максим Горький спрашивал у Маргариты Барской: «Как это Вы сделали, что у Вас маленький мальчик перед витриной с игрушками дает такую гамму эмоций, которые доступны только большому актеру?»
Карьера Маргариты Барской так и закончилась на той высокой ноте. Следующий её фильм «Отец и сын», который она сняла также по собственному сценарию, не был выпущен на экраны. Фильм подвергся цензуре, а когда Маргарита начала активно бороться за своё детище, картину окончательно разгромили, режиссёра обвинили во вредительстве и уволили в 1937 году со студии «Союздетфильм»... Через два года Маргарита Барская покончила с собой...
Александр Аскольдов
Режиссёр Александр Аскольдов в полной мере ощутил на себе тяжёлое давление советской цензуры, из-за которой он также смог снять всего один фильм. Фильм «Комиссар», снятый в 1967 году на основе рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», был дипломной работой режиссёра. Советской цензуре многое не понравилось в картине дебютанта: еврейский вопрос, нестандартное отношение к послереволюционным событиям, слишком большой акцент на личной жизни главной героини... В итоге фильм был признан идеологически вредным и не выпущен на экран, его без единого показа положили на полку (где он пролежал 20 лет). Аскольдова, который пытался защитить своё детище, лишили партбилета и уволили со студии, запретив ему заниматься кино вообще.
Долгое время считалось, что фильм утерян безвозвратно, но позже выяснилось, что его спас режиссёр Сергей Герасимов, который спрятал одну копию у себя в сейфе, где её и нашли после его смерти. В 1987 году на Международный кинофестиваль в Москву приехали многие мировые звёзды, привлечённые перестройкой и гласностью. На одном из мероприятий фестиваля первый председатель Союза кинематографистов СССР Элем Климов заявил, что абсолютно все запрещённые советские фильмы вышли на экраны. И вот тут настал звёздный час Александра Аскольдова, который взял микрофон и рассказал о судьбе своего фильма «Комиссар».
Так и получилось, что впервые фильм «Комиссар» был показан спустя 20 лет после своего выхода — в июле 1987 года в Доме кино. Вне программы фестиваля. Тогда «Комиссар» стал настоящей сенсацией. Лента получила международное признание, призы Берлинского фестиваля, гран-при в Иерусалиме и Сан-Франциско, «Британская энциклопедия» за роль в этом фильме внесла исполнительницу главной роли Нонну Мордюкову в список выдающихся актрис XX века, а Александр Аскольдов стал известным на весь мир.
Леонид Гайдай
А у этого успешного режиссёра карьера могла оборваться в самом её начале. Всё началось с грандиозного скандала. Его чуть не отстранили от работы из-за сатирической комедии «Жених с того света». По сюжету фильма главный герой уезжает в отпуск, но по дороге на отдых вор крадёт у него бумажник с документами, после чего погибает под колесами автомобиля… В результате считается, что погиб тот самый отпускник. А потом герой весь фильм не может доказать государственной системе, что на самом деле он жив... Посмотрите на канале Кинопоиск фильм о Леониде Гайдае.
Советская цензура усмотрела в картине жирный намёк на тяжеловесную советскую бюрократию. И начала бороться. Нет, не с бюрократией, а с режиссёром Леонидом Гайдаем. Комедию начали безжалостно кроить, вырезая целые сцены и сюжетные линии, невзирая на протесты режиссёра. В итоге полноценный полнометражный фильм превратился в короткометражный, а Гайдаю, вообще, пообещали зарубить карьеру в самом её начале...
Конечно, эти события не могли не сказаться на здоровье режиссёра. Как рассказывал киновед И. Фролов: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. И без того длинный и тощий, он высох еще больше. Одежда болталась, как на жерди. Жаловался на приступы боли в желудке. Открылась язва. Надо было лечиться. И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощанье заявил: «За комедию больше не возьмусь». Хорошо, что эти слова он обронил сгоряча...