Бывает так страшно сделать первый шаг на пути к своему будущему! Пугает неизвестность. Задача школы – вселить в молодых людей уверенность в их собственных возможностях! Именно возможности предоставляет в первую очередь сегодня московская система среднего образования. И справедливости ради стоит заметить, что возможности эти не только для детей – учиться и осваивать навыки, но и для учителей – постоянно совершенствоваться и не отставать от современных тенденций в образовании и в жизни.
В столице уже не первый год успешно реализуется проект предпрофессионального образования. И популярность медицинских, инженерных, кадетских, IT- и других направлений среди школьников постоянно растет.
Благодаря этим проектам школьники делают свои первые, иногда неуверенные шаги на пути к своей мечте. Они учатся программировать, писать качественные продающие тексты для блогов и социальных сетей, решают кейсы по предпринимательству, осваивают сложную технику, например профессиональные камеры и монтажные программы, а также 3D-принтеры. На уроках и дополнительных занятиях обучающиеся любой московской школы сегодня знакомятся с профессиями, связанными с самыми разными сферами жизни современного мегаполиса.
«День в IT-полигоне» – традиционный городской проект, который на постоянной основе реализует школа №1560 «Лидер». Темой учебного дня в этот раз стала проектная деятельность, а результатом двухчасовой работы столичных педагогов – персональный проект. Представители образовательных организаций Москвы прошли весь путь создания проекта – от его придумывания, проектирования до моделирования и сборки. Но самое главное – педагоги смогли апробировать созданные прототипы в реальной жизни. Сложно сказать, что понравилось больше – результат или сам процесс.
IT-полигон в школе – огромный ресурс, с помощью которого не только ученики, но и учителя могут воплотить в жизнь свои смелые задумки. С помощью 3D-принтера можно напечатать деталь любой сложности даже для нестандартного проекта. А с помощью специализированного программного обеспечения запрограммировать только что созданного робота. Электронные и электромеханические конструкторы, осциллограф, мультиметр – в этот раз в распоряжении гостей IT-полигона были все технические возможности и средства.
На примере проведения учебного дня в IT-полигоне столичные педагоги еще раз убедились, что место проектной деятельности, так же как и конвергентному подходу, есть буквально на каждом школьном уроке, а не только во внеурочной деятельности.
Марафон «Учебный день в IT-полигоне» – формат для московского образования уже привычный. Он задумывался для профессионального развития и повышения квалификации учителей из разных школ Москвы. Особенностью этого проекта стала его практико-ориентированная значимость, а также взаимообучение и взаимодействие всех участников. Кроме того, это гибкая программа, ориентированная на получение конкретных наборов продуктов. Это и методики, и сборники заданий, и, конечно, копилка проектов. Каждая школа, участвующая в проекте «Учебный день в IT-полигоне», предлагает свои решения, составляет задания для коллег таким образом, чтобы, увлекая, обучать, и делать это как можно более интересно. Так педагоги учатся друг у друга, а также обмениваются опытом в разработке проектов в сфере IT-технологий и робототехники. Создаваемая в результате образовательная копилка важнейших и интереснейших идей точно пригодится не только на уроках информатики, но и на всех предметах школьной программы всех уровней обучения.
Программа марафона настолько разнообразна, что год от года становится все отчетливее связь гуманитарных и технических наук. Мы понимаем, что конвергенция и интеграция становятся важнейшими принципами нашей работы.
И снова встает вопрос: нужна ли гуманитарию математика? Нужна ли литература IT-специалисту или медиажурналисту? Стоит ли тратить время на изучение информатики тем, чья работа будет связана с написанием текстов и работой в теле- или радиоэфире? И с этими вопросами сталкиваются каждый учитель ИТ-класса, каждый медиапедагог.
Сегодня, в эпоху становления информационного общества в нашей стране, медиаобразование, как и IT-сфера, становится актуальным направлением в современном образовании. С помощью средств массовой коммуникации (а это не только пресса, телевидение, радио, кино, но и блоги, социальные сети) медиа отображают процесс становления и развития личности. Школа, в которой есть профильные классы, готовит школьников к жизни в современном информационном пространстве, формирует культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности, критическое мышление, умение полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать получаемую информацию. И не важно, какая именно это информация: о разработке нанороботов в медицине, связана ли она с бизнес-проектами или с проектированием и строительством нового кластера «Сколково».
ИТ-класс и медиа – всего две из многих внедряемых в школе инноваций. Но применение на практике именно у них сегодня самое широкое. Наиболее эффективно работают на достижение целей занятия в школе, а также элективные курсы на базе колледжей. Важно, чтобы система школьного образования включала в себя не только теоретические, но и практические занятия. И в нашей школе успешно реализуется проект «IT-полигон».
Современная школа должна превратиться в своеобразный медиацентр, который может дать ребенку не просто набор статичных знаний, а научить ориентироваться в потоках информации, что позволит ему определиться в профессиональном и социальном плане. Все это формирует чувство успешности, а энергию для своего интеллектуального роста ученик может черпать только в своих успехах. Образование сегодня – это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация.
Иван РУЗИН, учитель информатики школы №1560 «Лидер»
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».