Могли ли атаковавшие российские аэродромы беспилотники вылететь с территории Казахстана?
Киевский режим объявил набор в пантюркистские национальные формирования ВСУ, состоящие из граждан бывшей советской Средней Азии и тюрков России. Пока известно о двух таких национальных легионах.
В интернациональный тюркский батальон «Туран» набирают всех постсоветских этнических тюрков. «Туран» действует под символикой турецкой террористической организации «Серые волки». Боевой девиз «Турана» – популярный среди пантюркистов клич «Yaşasın Turan!», «да здравствует государство Туран». Спецслужбы Украины взяли на вооружение пантуранистские идеи идеологов геноцида армян в Османской империи, мечтавших о «Великой Турции» от Дуная до российского Дальнего Востока.
В еще одно нацформирование вербуют этнических казахов. Предполагаемый командир подразделения – наемник ВСУ из Казахстана с 2019 года Жасулан Дюсембин, участник карательной операции на Донбассе, в прошлом боец морской пехоты армии Казахстана. На шевроне формирования Дюсембина – казахский гербовый беркут, вписанный во флаг Украины. Гуманитарную помощь с такой эмблемой Украина получает из Казахстана с начала специальной военной операции (СВО).
Социологические исследования, проведенные Международным институтом социологии и политики в Алма-Ате, показывают, что сейчас большинство казахов считают СВО «чужой Казахстану войной». Среди опрошенных крайне мало как сторонников России, так и сторонников Киева. Но социологи из Алма-Аты сами негласно делают поправку на то, что далеко не все респонденты говорят то, что думают на этот счёт. Иные экспертные и журналистские исследования по Казахстану указывают: многие этнические казахи воспринимают СВО как прелюдию к «аннексии Россией Казахстана», следовательно, согласно этой замысловатой логике, «военные действия России в Украине – прямая угроза Казахстану». В местном социуме осталось сильное недовольство тем, что Астана позвала на помощь российских миротворцев в кризисном для Казахстана январе 2022 года. То, что рассматривается как политика Кремля по собиранию «Русского мира», на казахские национальные элиты действует как сильнейший раздражитель.
Государственная историография Казахстана – как и Киргизии – рассматривает Россию как колонизатора, «угнетателя» коренных народов региона. В обеих этих странах прославляются как национальные герои участники «Уркуна» – инспирированного в 1916 году из Турции мятежа казахов и киргизов против российских властей. «Уркун» вылился в массовую резню мятежниками всех русских поселенцев, включая женщин, стариков и младенцев. В Казахстане более десяти лет прославляется казахский пособник Адольфа Гитлера Мустафа Шокай, в честь которого называют улицы городов.
И хотя в Астане официально не поддерживает киевский режим открыто, тем не менее, политика по отношению к русскому наследию в республике сформировала антироссийскую – а значит, и проукраинскую общественную почву. Конечно, многие казахи более восьми лет поддерживают Донбасс морально и материально, однако эта позиция в казахском обществе воспринимается как «прорусская», а значит и оппозиционная господствующим в Казахстане политическим трендам.
При этом политика Казахстана, как и его большинства соседей по региону, заключается в нейтралитете по украинскому вопросу. Узбекистан – единственная страна региона, выразившая в марте поддержку целостности Украины и осудившая СВО. В посольстве Украины в Ташкенте открыт прием добровольцев-узбеков для ВСУ. Такие пункты вербовки Киев открыл во всех своих дипмиссиях в бывшей Средней Азии. Киев использует неприкосновенность дипмиссий, чтобы вербовать наёмников и тем самым нарушать законы стран пребывания украинских дипломатов. МИД Украины даже создал соответствующий сайт, где объясняется, как гражданину Киргизии или Туркмении вступить в ВСУ, как проникнуть на Украину, несмотря на сложности военного времени.
С 2014 года власти Киргизии жёстко карают своих граждан за участие в военных действиях на территории Украины, указывает бывший вице-президент Киргизии Феликс Кулов. По его словам, тюремное заключение в республике ждёт любого, кто будет вербовать граждан Киргизии в ВСУ. «Наши посольства и консульские службы за рубежом, наши диаспоральные организации на этот счёт проводят серьезную разъяснительную работу», – сказал Кулов.
Киргизия – традиционная зона благоприятствования для прозападных НКО, содействующих антироссийской политике Киева, по линии которых идут сборы материальной помощи и продуктов для боевиков ВСУ. Ещё одна линия работы – помощь россиянам, выехавшим в Киргизию после объявленной 21 сентября российским президентом частичной мобилизации и прочих «пацифистов». Впрочем, в Киргизии не особо отличают этих людей от тех, кто защищает Россию на фронте. Как говорит Феликс Кулов, есть немало киргизов, которые с 2014 года ездят помогать ЛДНР – в основном эти киргизские друзья Донбасса работают в России.
Командир батальона (на самом деле взвода) ВСУ «Туран» – некий парикмахер из Бишкека Алмаз Кудабеков, выехавший на Украину из России, где работал как трудовой мигрант. Ранее власти Киргизии пытались уговорить Кудабекова вернуться к мирной жизни на родине добровольно, обещая не наказывать, но боевик-гастарбайтер ответил отказом. Тогда на Кудабекова в Киргизии завели уголовное дело за наёмничество. Феликс Кулов знакомился с личным делом командира «Турана». Как считает политик, боевик-гастарбайтер «не дружит с головой, открыто плюет на законы родной страны, подбирает себе таких же отморозков». Органы госбезопасности Киргизии детально изучают персоналии сообщников Кудабекова, каналы поступления в «Туран» пополнения и денежных средств.
Как и все новообразованные национальные формирования ВСУ «Туран», не финансируются из военных статей бюджета Украины, полагает политолог Владимир Скачко. У ВСУ не хватает денег на содержание своих кадровых частей, количество которых сейчас из-за войны растет как на дрожжах, считает эксперт. Маловероятно, что взводный или ротный командир нацбатальона – негражданин Украины, имеет такой же оклад, как и кадровый офицер. К тому же в ВСУ давно сложилась практика, что наёмники из стран Запада, воюющие как рядовые, получают более высокие оклады, чем офицеры ВСУ. Платить же большие деньги вчерашним чернорабочим с московских строек, и к тому же за счет бюджета, Киеву особого резона нет. Как считает Скачко, эти вчерашние гастарбайтеры многого и не требуют, чем выгодны Киеву. «Гастарбайтерский “Туран” – современная версия «Антибольшевистского блока народов» (АБН), созданного после Второй мировой войны спецслужбами США для борьбы против СССР, – проводит он исторические параллели. – В АБН тогда набрали антисоветчиков и русофобов от народов всего СССР. Азербайджанцы, узбеки и другие тюрки там тоже были. АБН образовался в Мюнхене, закончился уже в независимой Украине. Сейчас внутри ВСУ делают такой АБН в виде формирований из народов бывшего СССР и Российской Федерации. Цель – показать, что против России за Украину якобы воюет весь бывший Советский Союз. Киев создает пропагандистскую основу под запланированный развал России», –
Авторы проекта нацбатальонов из командования ВСУ явно вдохновляются примером национальных, «неарийских» частей вермахта и ваффен СС, считает эксперт. Проект «Туран» стал востребованным оттого, что киевскому режиму нужно свежее и при этом неприхотливое пушечное мясо. Набор рекрутов в «Туран» пошел, так как в Киеве считают, что ситуация на фронте сейчас в пользу ВСУ, следовательно, у Киева есть ресурс времени на набор и подготовку свежих резервов. Основная целевая аудитория пантюркистской пропаганды – недовольные условиями работы в России трудовые мигранты из Центральной Азии плюс оппозиционные тюркоязычные граждане России. Пропагандой в пользу Киева в России сейчас занимается историк из Казани Ринат Айсин, ученик небезызвестного главы самозваного «Исламского Комитета» Гейдара Джемаля. Киев заигрывает с обретающимся в Евросоюзе и Турции «правительством Татарстана в изгнании», во главе которого стоят национал-сепаратисты из этой поволжской республики. В этот «тюркский пакет» Киева входят затаившиеся в России сторонники запрещённого «Меджлиса крымско-татарского народа», функционеры из проваххабитского Духовного управления мусульман России (ДУМРФ, бывший Совет муфтиев России под руководством Равиля Гайнутдина – Авт.). Киев хочет показать российским тюркам, что Украина – куда более для них благоприятная страна, чем Россия, говорит Владимир Скачко.
«Задолго до того, как в Киеве придумали «воюющих за ЛДНР боевых бурятов», в президентство Ющенко премьером Украины был бурят Юрий Ехануров – интеллектуал из числа типичных украинских националистов. В Украине, согласно официальной статистике, живет более 110 национальностей. В Крыму, пока он был украинским, кроме «Меджлиса», были еще общины поволжских татар. Украинский Донбасс до 2014 года был татарской вотчиной. Самым богатым украинцем до 2014 года был донецкий татарин Ринат Ахметов. В «Азове» считают: будь ты татарин или туркмен, но если ты против России и за Украину, значит ты украинец. Неукраинские этнические общины Украины сформировались ещё при СССР, представители этих общин привыкли считать своей Родиной только Украину. ВСУ, хоть и являются украинской нацистской организацией – интернациональная армия, где полно тюрков. Киев и служащие ему системные нацисты чествуют всех нерусских идеологов, которые когда-либо выступали против России, будучи ее гражданами или подданными», – рассказывает Владимир Скачко. По его мнению, Киев разыгрывает тюркскую карту против России, следуя примеру аналогичному примеру Турции. Эта игра Киева, как и Анкары, идёт скорее не на выигрыш в текущем моменте, а на долгосрочную перспективу. Если Киеву в войне против России будет сопутствовать успех – под его рукой будут уже обкатанные человеческие ресурсы для фронта. Ежели же «масть не пойдет» – эти ресурсы могут пригодиться как спящие агенты или в другом террористическом качестве.
«Для Москвы сто человек – меньше, чем посетителей в супермаркете в “чёрную пятницу”. Но если сто таких агентов Киева на всю Москву – это уже крупная террористическая организация. А что, если еще в каждом регионе России будет хотя бы по несколько десятков таких спящих агентов? В многомиллионной Москве к каждому мигранту из Средней Азии «спеца» из ФСБ не приставишь. Про Новосибирск говорят, что он по размерам и составу населения – та же Москва, но жизнь более дешевая. А сколько гастарбайтеров задействованы на больших стройках в Краснодарском крае?», – задаётся резонными вопросами Владимир Скачко.
В «Туран» и другие тюркские формирования ВСУ Киев может завлечь сотни боевиков – уроженцев Центральной Азии, говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины (СППУ) Лариса Шеслер. Одна из причин – более либеральное, чем в России, отношение Киева к пропаганде идеологии радикального исламизма и джихадизма. «Та же [запрещённая в России] «Хизб-ут Тахрир» в Украине была всегда легальной. Киев с 1990-х годов снисходительно относился к ваххабизму, видя в нем инструмент борьбы против России. После 2014 года Киев снизил свой привычный прессинг на сплоченные общины украинских азербайджанцев, чеченцев, крымских татар, которых в Киеве раньше серьезно опасались, блокировали им вход в политическую и общественную жизнь», – напоминает Шеслер.
Глава ваххабитского муфтията Украины «Умма» – активист евромайдана Сайгид Исмаилов, закончил в Москве исламский университет Совета муфтиев России. Этот наполовину русский уроженец Донбасса уверен в том, что террористы из запрещённого в России «ИГИЛ» могут стать для Украины союзниками в войне против России. В 2014 году, после прихода главой МВД Арсена Авакова, миграционные органы нэзалэжной наладили бизнес по продаже украинского гражданства разномастным иностранным джихадистам. Но, как считает глава СППУ, столь уж гигантского наплыва в ВСУ ваххабитов и других радикалов из Азии ожидать всё же не стоит: «Текущие военные действия – не та война из засад, к которой привыкли джихадисты. К зиме война перешла в позиционную фазу. ВСУ сейчас нужны специалисты по современным видам оружия, из числа кадровых военных. За что сражаться радикалам из Азии в ВСУ? За гражданство Украины? Миграционное законодательство Украины крайне неохотно предоставляет украинское гражданство любым иностранцам, в том числе, наемникам. Украина – бедная страна. Украинский паспорт не является чем-то особо привлекательным, за исключением разве безвиза с Евросоюзом». Тем не менее, несколько тысяч наёмников – выходцев из Центральной Азии могут польститься и на это…
P.S. Немного информации к размышлению. Некоторые российские военные эксперты высказывают мысль о том, что украинские БПЛА, атаковавшие военные аэродромы в Рязанской и Саратовской областях, прилетели из Казахстана. В подтверждение этой версии можно сказать: украинские национально-культурные объединения в Казахстане – давние агенты влияния киевского нацистского режима в Центральной Азии. Руководители этих нацобъединений состоят на прямом контакте с спецслужбами Киева. При этом украинские агенты влияния в Стране степей госбезопасностью Казахстана не преследуются, так как действия агентов формально законов этой республики не нарушают…
Александр Ашуров