Найти тему

Как выбрать психолога

Старая песня о главном…

Знаете фразу «Я не перестаю удивляться, что...»?

У вас бывает такое?

Я не перестаю удивляться, как прекрасен зимний лес…

Я не перестаю удивляться, как добр и отзывчив может быть человек…

Ну, чему вы ещё не перестаёте удивляться?

Я вот не перестаю удивляться объёму шизы, накрученного вокруг простейшего вопроса «Как выбрать психолога»…

Я уточню: тот механизм, который дезориентирует современного человека, затрудняя использование им своей способности выбирать, мне понятен.

Те специально обученные люди, которые с утра до ночи раскручивают этот механизм вокруг современного человека, тоже в принципе, известны и поимённо, и по должностям.

Маркетологи там всякие, в основном. Рекламщики.

Когда всё содержание твоей работы сводится к необходимости продать человеку то, в чём он не нуждается, разумеется, ты будешь жать на все известные тебе психологические клавиши. Ты будешь человека пугать, соблазнять, возбуждать, тревожить, ввергать в сомнение, ты станешь делать всё, чтобы раскачать его на эмоции, максимально блокировав его способность к рациональному рассуждению…

«Почувствуй разницу!»

«Ты этого достойна!»

«Свобода быть собой!»

Ну, и так далее, в том же духе…

В результате, человек, собирающийся на базар за новой парой обуви, уже не проделывает в голове простейшую рациональную операцию, как делал это ещё каких-то лет двести назад: так, цвет хочу такой, размер у меня такой-то, денег вот столько, вперёд…

Нет: он мучительно и долго советуется в друзьями и подругами, лазит по интернет-форумам, забивает своими запросами поисковики, вылавливает взглядом обувь проходящих мимо людей, соотнося будущее приобретение туфель с собственной свободой быть собой, достоинством, и чувством разницы…

Это всё понятно.

Повторяю: удивляет лишь объём того, чего, оказывается, можно накрутить вокруг этого вопроса…

Хотя, казалось бы, чего проще?..

У психологической услуги, как и у любого товара, есть витрина.

Этой витриной являются публикации: статьи психолога, книги, видео, находящиеся в открытом доступе.

Иногда, конечно, витрины нет.

Это называется «продажа из-под полы». Я тебе не покажу, но продам. Продам, потом посмотришь… Нет, ну ты посмотри на моё честное лицо: разве я тебя обману?..

Многие покупают.

Но лучше не надо, наверное...

Далее, посмотрев на то, что лежит на витрине, можно попросить попробовать.

В качестве таковой пробы в случае с психологом выступает разовая сессия. Берёте сессию и общаетесь.

Тут, конечно, ваш измученный нарзаном, точнее, ежедневным потреблением коммерческой рекламы разум, тоже захочет отказаться вам служить, передав право выбора вашим эмоциям.

А психолог, бывает, тоже поддакнёт.

Вы, скажет, почувствуйте: ваш ли я психолог.

Откликается ли вам наше общение?..

Ау, скажет.

Ну как: откликается?

Внутренние ощущения как у вас? Что подсказывает сердце, спросит?..

Сердце, вроде, стучит, ответите. Колотится прямо. И потею ещё… Это чего значит?

Значит, я ваш психолог, скажет психолог. Слушайте своё сердце: если оно откликается, то вы мой клиент...

А если оно перестаёт откликаться, добавляет кардиолог, то вы — мой клиент.

Хотя в реальности (до которой многим потенциальным клиентам психолога ещё только предстоит добраться, с помощью как раз психолога), сердце откликается всегда: вот только принимать его отклики за базу для выбора было бы ошибкой.

Базой для рационального выбора служат простейшие критерии: насколько психолог способен сформулировать суть вашей проблемы, подлежащей решению, и какие конкретно способы её решения он предлагает.

И то, и другое вы должны, во-первых, понять, а во-вторых, оказаться способны по итогам общения с психологом изложить своими словами.

«В общении с психологом я выяснил(а), что суть моей психологической проблемы состоит в...»

Тут следует описание некоей модели поведения, не вполне адекватной реальности, либо некоего мыслительного стереотипа, убеждения, опять же, от этой реальности далёкого…

«Как мы установили, решение проблемы состоит в...»

Тут идёт описание способа, посредством которого проблема будет решена. Что важно — с указанием ориентировочных сроков, в которые планируется получение конкретного результата.

Эта модель исключает всякие спекуляции вроде «Мы будем с вами встречаться два раза в неделю в течение нескольких лет, чтобы разобраться в вашей проблеме».

Да?..

А за чей счёт этот многолетний банкет?

Блин, да я даже за ваш счёт, товарищ психолог, не готов(а) на это несколько лет тратить. Деньги-то, ладно, ваши, а вот время-то мне кто вернёт?..

Я пожить хочу нормально. Без статуса «Я в терапии». Это же нормально, правда?..

Нет? Нормально — это когда в терапии?..

Ну тогда, конечно, лучше почувствовать сердцем. Или ещё каким местом, откликается ли…

Или попробовать всё же вариант «Я понимаю, как именно, и могу объяснить. Благодаря своему психологу».

Нет, вы поймите меня правильно: я шаманского аспекта в психотерапии не отрицаю… Я сам ещё тот шаман. Разве что без бубна…

Но шаман, в отличие от своего клиента, всех прилетающих на его зов духов знает поимённо, про каждого может дать подробную справку, и объяснить те физические законы, действию которых этот дух подлежит.

Вот этих шаманов выбирайте.

А если надо просто в бубен постучать, на предмет «вдруг поможет?», то сие вполне можно сделать и в одиночестве, посетив магазин музыкальных инструментов. Ну, или записавшись в секцию бокса.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц