Найти тему
С Богом по жизни

ЦЕНА ГОРДОСТИ

“Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим – надолго ли? – и обременяет себя залогами»… Так как ты грабил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы...” (Авв. 2:6-20).

Что вы делаете, когда кто-то добивается успеха за ваш счет? Этим человеком может двигать эгоистичное желание “пробиться”, чего бы это ни стоило тем, кто окажется на его пути. Что вы чувствуете, когда вы сделали всю работу, а другой, который ничего не делал, принимает все поздравления? Что вы думаете, когда сотрудник оговаривает вас, чтобы продвинуться по служебной лестнице? Все эти ситуации имеют общий знаменатель — эгоистичную гордость.

Гордость — это грех, который многие не осознают до тех пор, пока не становится слишком поздно. Эзоп проиллюстрировал смертоносную гордость в следующей басне. Черепаха, которой надоело ползать по земле, подняла голову и с восхищением посмотрела на птиц, летавших в облаках. Она подумала, что если бы только ей удалось подняться в воздух, то она смогла бы парить с самыми лучшими из них. Однажды она пришла к орлу и сказала, что отдаст ему все сокровища океана, если он научит ее летать. Орел отказался, сказав, что черепаха не способна летать по небу, как птицы. Гордая черепаха настаивала на своем, и, наконец, орел согласился. Орел поднял черепаху на большую высоту и отпустил. “А теперь, — крикнул он, — лети!” Не успела черепаха ответить, как упала на камни и разбилась.

Гордость неизменно рассматривается в Писаниях как признак глупости. “Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости” (Прит. 21:24). Историей доказано, что именно гордость приводила правящие силы мира к гибели. Признавая способность гордости убивать, Томас Джефферсон отмечал: “Мне страшно за мою страну, когда я думаю, что Бог справедлив, что Его правосудие не может спать вечно”. Гордость — универсальное искушение сатаны, на которое он ловит как отдельных людей, так и целые народы, приводя их к катастрофическим последствиям! Христиане должны остерегаться этого мощного искушения.

Авв. 2:6-20 откровенно обличает гордость. Фактически, разговор о ней начинается в 2:4, когда автор противопоставляет две жизненные позиции: “Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет”. Живущие “верою” демонстрируют смирение и покоряются Богу; а “надменные” не обретут жизни, потому что отвернулись от Бога.

Вавилон в Откровении Иоанна выступает в качестве символа высокомерных. Падение Вавилона Великого показывает, что Бог не терпит гордых, и рисует судьбу всех, кто избирает надменность своим стандартом. Именно Вавилонию Бог поднял для наказания заблудшей Иудеи (Авв. 1:6). Аввакум не понимал, как справедливый Бог мог воспользоваться таким нечестивым государством. В Авв. 1:13 мы читаем: “Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?” В Авв. 2:2-20 Бог объясняет, что Вавилония не избежит Его гнева. По сути, страна сама окажется причиной собственной гибели; ее надменность приведет ее к уничтожению! Уолтер Кайзер пишет:

«Аввакум взывал к публичной реабилитации Божьего имени и Его праведности... Позор Вавилона за его злодеяния должен быть соразмерным той несправедливости, которую терпели добропорядочные мужчины и женщины от рук вавилонян... Богатство вавилонян, накопленное бесчестными путями, должно быть у них отобрано».

Гордость высоко ценится. Многие не замечают, как поддаются ей, не думая о ее неизбежном конце. Прит. 22:3 предупреждает: “Благоразумный видит беду — и укрывается, а неопытные идут вперед — и наказываются”. Подумайте о конце, который ожидает всех, кто идет на поводу у своеволия!

ЖЕРТВЫ ГОРДОСТИ

Хотя Вавилония казалась непобедимой, эта страна станет объектом насмешек. Все, кто испытал на себе зло их притеснения, объединятся для осуждения их деяний.

Сегодняшние жертвы гордости тоже свидетельствуют против этого зла. Обижаемые надменными могут не понимать, почему Бог допускает злу наносить им свои удары. Они могут сидеть и вопрошать, как растерянный пророк в главе 1: “Где Бог? Почему Он позволяет всему этому происходить?”

Хотя жертвы гордости могут не понимать всех “почему” совершаемых злодеяний, они могут знать, что Бог будет судить зло. Ничто не укроется от Его глаз. Бог говорит: “За то и Мое око не пощадит, и не помилую: обращу поведение их на их голову” (Иез. 9:10).

Давайте извлечем два урока из этой истины. Во-первых, когда жизнью человека управляет эгоистичная гордость, он своими словами и действиями будет больно ранить других.

В конце концов они заговорят о причиняемом им зле, и Бог отомстит! Иеремия передал божественный приговор гордой Вавилонии: “Ибо Господь, Бог воздаяний, воздаст воздаяние” (Иер. 51:56). Во-вторых, те, кто стал жертвой высокомерия другого, должны отдать отмщение Богу. Соблазнительно ответить обидчикам ударом на удар, но месть — такое же зло, как и то, которое совершено по отношению к нам. Почему? Потому что, когда мы мстим, мы позволяем гордости стать нашим властелином! Обижаемые гордыми могут не суметь объяснить, почему совершено такое зло, но они должны “ходить верой”, зная, что над высокомерными состоится Божий суд (см. Мф. 18:6, 7; 1 Кор. 8:1, 12).

ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГОРДОСТИ

Вавилония продемонстрировала действия, характерные для гордости. Эти свойства, проявленные Вавилонией, можно видеть и сегодня. Каждое такое свойство добавляет к порочности высокомерных. Мы видим развращенность и неизбежное проклятие, к которым приводит гордость.

Алчность и тщеславие

В Авв. 2:6-20 Бог несколько раз возвещает “горе” гордым. Первое “горе” будет за эгоистичное тщеславие — жажду “пробиться” и достичь успеха любой ценой.

Движущим мотивом Вавилонии была алчность. Этим народом руководила трагическая самовлюбленность и всепоглощающая страсть к удовольствиям, комфорту и удобству. Но им все было мало (Авв. 2:5).

В стремлении насытить свою алчность Вавилония грабила других. Метафора в Авв. 2:6, 7 взята из финансовой практики брать под залог деньги, потом еще, еще и еще, пока долг не становится таким огромным, что его уже невозможно оплатить. В стихах 6 и 7 говорится: “...«Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим — надолго ли? — и обременяет себя залогами». Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?” Вавилония наживалась, не думая, какую цену ей за это придется платить. Они безрассудно продолжали брать займы (грабить), но однажды Кредитор призовет к расплате, и народ не сможет вернуть долг (Авв. 2:7). Уоррен Уирсби пишет:

«Казалось, что Вавилону все сходит с рук. Но им ничего не сошло с рук. Когда мы грешим и обкрадываем кого-то, мы копим свой долг, который придется отдавать с многократными процентами».

Мы должны понимать, что жадность не говорит правды в своих кредитных обязательствах и никогда не откроет свою истинную стоимость потребителю! Она обещает огромную прибыль, но платит лишь огромной скорбью. Поэтому мы читаем предупреждение: “Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет” (Прит. 22:16). Святые должны уповать на то, что Бог даст все необходимое для жизни, и не соблазняться на подсказки жадности (Прит. 30:8, 9).

Коварство

Алчность еще больше развратила Вавилонию. Когда человеком овладевает жадность, он идет на все, чтобы получить вожделенное. Аввакум описывает, как это делала Вавилония. Они стали думать, что их материальные приобретения хорошо защищают их и возвышают над другими. Их кажущаяся безопасность сравнивается с орлиным гнездом “на высоте” (Авв. 2:9). Это метафора птичьего гнезда на высоком утесе. Оно неприступно. Как раз такую позицию и демонстрировала Вавилония. Она притесняла других, стараясь еще больше защитить себя путем завоеваний; однако Бог сказал, что им только хочется так думать.

Трагично, что такую же позицию люди демонстрируют и сегодня. Многие думают, что они надежно защищены деньгами, владениями или высоким положением. Они плетут интриги и придумывают хитроумные ходы, чтобы продвинуться по службе. Продвигая свои планы, они не считаются ни с кем (“истребляют многие народы”). Эти “преуспевающие” люди не избегут осуждения. Аввакум говорит, что даже “камни из стен” и “перекладины” будут свидетельствовать против их злых замыслов (Авв. 2:11). Истина этого высказывания открывается, когда использующие безнравственные методы для своего продвижения слышат шепот за своими спинами: “Да, он очень быстро поднялся на самый верх, но позвольте рассказать вам, как это на самом деле произошло...”

Все, кто в достижении успеха полагается на собственную ловкость, должны внять предупреждению! Вавилония думала, что, истребляя других, она сможет достичь большей защищенности, но они забыли Бога! Даниил в свое время сказал: “Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей” (Дан. 2:21). В конце концов гордые проснутся и обнаружат то, что когда-то давно обнаружила Вавилония: это только кажущийся “успех”; земные достижения не дают истинной безопасности (Лк. 12:15).

Когда мы встречаем алчных людей, которые достигают успеха коварством, губя других, легко спросить: “Где же Бог? Разве Он не видит, что происходит? Почему Он ничего не делает?” Аввакум говорит нам, что Бог все знает и видит. У гордости всегда есть жертвы, но тем, кого ловкие “карьеристы” оставляют в отчаянии, дается утешающая весть. Ничто не укроется от нашего Святого Бога. Мы можем быть уверены, что праведность восторжествует, а каждый злодей будет наказан! Мы можем уповать на эти слова: “Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля” (Пс. 120:3, 4).

Насилие

Подстрекаемая алчностью, Вавилония безжалостно убивала, нагло эксплуатировала и без колебания разрушала. Она поднялась до высот мирового господства, но от всего ее успеха не останется и следа. Пророк говорит им, что они “трудятся для огня” (Авв. 2:13).

Насилие, терзающее общество, является свидетельством того, как гордость может управлять поведением людей. Гордость заставляет людей подвергать насилию тех, кто оказывается на пути к их эгоистичным целям. Гордость заставляет их ставить свои желания выше благополучия других и брать то, что им не принадлежит. Гордость делает людей бессовестными и убивает Божьи абсолюты на алтаре эгоизма! Люди не признают почти никаких ограничений, потому что в их жизни господствует гордость. Многие добиваются осуществления своих эгоистичных желаний, не задумываясь об этике и морали.

Когда кажется, что кругом сплошное насилие, а стандартом поведения является анархия, мы готовы присоединиться к Аввакуму со своими недоуменными возгласами: “Где же Бог? Почему Он допускает такое вопиющее насилие? Почему нечестивые побеждают, добиваясь счастья за чужой счет?” Эти чувства выражены в смятении Аввакума.

Бог ответил на вопросы Аввакума. Может показаться, что насилие торжествует, но в действительности оно терпит полное поражение. Бог сказал Аввакуму, что однажды все без исключения осознают эту истину, “ибо земля наполнится познанием славы Господа” (Авв. 2:14). Когда придет это “познание”, все, что надменные приобрели насилием, исчезнет (см. 2 Пет. 3:10; Отк. 20:11-15).

В конце концов надменные будут поражены и уничижены, когда осознают, что их усилия оказались напрасными. Представьте их смятение, когда они обнаружат, что все их труды, вся их эксплуатация ничего не стоят. В конце концов гнездо, которое они построили так высоко, не защитит их. Все тщетно!

Безнравственность

Поддавшись жадности и начав замышлять зло и насилие для достижения своих целей, человек становится способен на все, лишь бы удовлетворить свою алчную страсть! Именно об этом говорит пророк в Авв. 2:15-17. “Горе” Вавилонии, которая одобряет употребление алкогольных напитков. Вавилония была печально известна своим неумеренным употреблением алкоголя. Их окончательное поражение произошло после бурной попойки (Дан. 5:1 и дал.).

Метафора приглашения ближнего к питью может означать коварный план раздавания обещаний, привилегий и почестей слабым. Вавилония делала все это под видом помощи другим, но в действительности их целью была эгоистичная выгода. Это был тактический ход, нацеленный на то, чтобы убедить других пойти на компромисс. “«Зло» в приятном «питье», подаваемом ненасытным Вавилоном, означает ловушку, с помощью которой намеченные государства обманывались и передавались в руки Вавилона” (Коффман). Если 2:15-17 истолковать буквально, то этот отрывок проклинает всех, кто защищает употребление обществом алкогольных напитков! Осуждение этой практики (что редко встречается сегодня) мы видим на протяжении всей Библии (см. Прит. 20:1; 23:29-35; Ис. 56:12). Употребляющие алкогольные напитки изображены как те, кто позволяет гордости диктовать свое поведение.

В этом возвещении горя мы видим, как гордость увлекает и соблазняет и других эгоистическим удовольствием. После того как они были использованы, их безжалостно выбрасывают за ненадобностью. Эта форма насилия очень распространена сегодня. Как печально, что гордость властвует над нашим миром и человеческая жизнь ничего не стоит!

Христиане должны следовать этому наставлению, чтобы не поддаться злу высокомерия. Павел говорит: “Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти” (Гал. 5:16). Только так мы можем избежать гордости. Нет оправдания участию в безнравственных делах ради удовлетворения эгоистичных желаний (Лк. 9:23).

Идолопоклонство

Финал Вавилонии показывает неизбежный конец гордости: надменный, в конце концов, делает себя “Богом”. Гордость стала господствующей национальной чертой Вавилонии, так что она забыла всевластие Яхве. Надменность так управляла их жизнью, что Бог перестал быть для них важным.

Христиане не должны позволять гордости превратить Бога скорее в удобство, нежели убеждение! Мы должны быть начеку, чтобы не попасть в плен идолопоклонству. Лишь некоторые христиане воспринимают эту опасность серьезно. Многие думают, что “идолопоклонство” — это поклонение деревянному, каменному или железному истукану. Однако “идолопоклонство” — это изгнание Бога с самого главного места в жизни человека и замена Его чем-то иным, что представляет для него больший интерес. Если у христианина нет времени на молитву и изучение Библии, но есть время для телевизора, разве это не идолопоклонство? Если христианин находит время на тренировки, фитнес и футбол, но не находит его на изучение Библии, разве это не идолопоклонство? Помните, что идолопоклонство изгоняет Бога с первого места в нашей жизни и заменяет Его чем-то другим. Иисус призывает нас: “Ищите же прежде Царства Божьего” (Мф. 6:33).

СКОРБНЫЙ УРОЖАЙ ГОРДОСТИ

Судьба Вавилонии открывает нам, что Бог не позволит гордым избежать наказания (см. Иез. 9:10). В своей “насмешливой песне” Аввакум описывает трагедию, ожидающую всех, кто идет на поводу у высокомерия. Рассмотрим три конкретных трагедии, ожидающих всех, кто следует путем гордости и отвергает Бога.

Расхищение

Хотя Вавилония казалась преуспевающей, она потеряет все! Гордые получат то, что дали другим! Писания часто учат этой горькой истине. Нам говорится: что мы посеем (свои поступки, слова и дела), то и пожнем (Гал. 6:7, 8). Бог заверяет, что наши грехи отыщут нас (Чис. 32:23). Грех — величайший детектив в мире; он всегда находит грешника!

Бесславие

Хотя Вавилония казалась процветающей, все узнают истину об их процветании. Грех всегда готовит бесславие. Гордые думают, что они выше закона и могут действовать, как пожелают. Они ошибаются. “Но Меня ли огорчают они? — говорит Господь. — Не себя ли самих — к стыду своему?” (Иер. 7:19). Вместо нескончаемой славы и почета надменные обретают нескончаемый стыд и позор: “Ты пресытился стыдом вместо славы... и посрамление на славу твою” (Авв. 2:16). Такой “конец” редко учитывают те, кто идет тлетворной дорогой высокомерия.

Тщетность

Какой бы великой ни была Вавилония, ничто не останется от ее успеха! Такова конечная эпитафия гордости. Все, кто свою энергию вложил в гордость, обнаружат, что впустую потратили свою жизнь. В конце они осознают, что все их существование было напрасным; они не получили никакой реальной выгоды! В Авв. 2:18 мы читаем: “Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение?!”

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОСОЗНАНИЕ ГОРДОСТИ

В 2:20 пророчества Аввакума победно звучит утверждение веры. Живой Бог представлен в драматическом контрасте по отношению к безжизненным богам Вавилонии, в которых нет “дыхания” (Авв. 2:19)! Даже когда надменные грабят и разрушают, Бог жив и контролирует ситуацию! Даже когда ослепленные гордостью руководствуются только алчностью, Бог господствует и все видит!

Аввакум поднял глаза от губительных действий надменности на земле и сосредоточился на небесном храме. Аввакум узнал, что Бог восседает на Своем небесном престоле и небезразличен к Своим святым. Аввакум получил заверение, что это правящее Божество будет праведно судить. Это заверение принесло Аввакуму огромное утешение, как должно принести всем, кто не может смириться с кажущимся триумфом зла на земле.

«Должно быть, Аввакум обрел твердую уверенность, когда понял, что Бог — в Своем святом храме. Вавилоняне могут захватить и разрушить храм земной, но храм небесный останется чистым и святым. Этот храм невозможно захватить никому» (Уирсби).

Мы читаем: “А Господь — в святом храме Своем; да молчит вся земля пред лицом Его!” (Авв. 2:20). Не будем унывать. Бог есть Владыка вселенной — “Господь”. Он не такой, как немые, безжизненные истуканы. Как Владыка, Он все держит в Своих руках. Бог праведен — “в святом храме Своем”. Его праведность не позволит Ему отказаться от истины. Он будет судить всех праведным судом. Бог есть Господь — “вся земля” должна исполнять Его повеления. Как Господь, Бог покорит всех, кто не подчиняется Его воле. Каждый, в конце концов, будет держать перед Ним ответ, ибо только Он Правитель. Бог абсолютен — “да молчит”. Божьи пути не всегда легко понять, но они всегда правильны. Так как Его пути исходят из абсолютной благости, никто не должен сомневаться в Нем; все должны покориться (см. Пс. 45:11; Зах. 2:13).

Даже когда зло свирепствует и сердца святых пребывают в смятении, этот замечательный текст не теряет своей истинности! Авв. 2:20 укрепляет упавших духом. Он призывает “молчать” и довериться Божьей святой воле.

Д. Мартин Ллойд-Джонс делает такой вывод:

«Учитывая все это, какой окончательный вывод мы можем сделать? Упаси нас, Боже, полагаться или предавать себя какой-либо иной силе, кроме Самого Бога, любым идолам, которых может установить человек... Не должно быть никакого сомнения, никаких вопросов, никакой неопределенности относительно Божьей благости, святости и силы... Обратите взор на Бога. Взирайте на окончательное и абсолютное. А потом давайте прикроем рукой рот, который так скор на всякую глупость. Осознаем, что Он — в храме вселенной, Бог всевышний. Смиримся в молчании, склонимся пред Ним и прославим Его».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аввакум получил полный ответ на свои прежние вопросы. Эта “насмешливая песнь” изображает ту сторону Бога, которую мы часто упускаем в наших проповедях, — Его святой гнев и праведный суд. Аввакум познал, что хотя может показаться, что зло избегает наказания, в конце концов оно испытает на себе Божий гнев. Бог заставит всех надменных испить “двойную чашу” божественного гнева (см. Отк. 14:8; 17:1, 2; 18:3-6). Мы, как и Аввакум, можем обрести уверенность, что никакое зло не останется безнаказанным!

Перед лицом обескураживающих испытаний Аввакуму было сказано, что будущее небезнадежно. Все жизненные испытания работают на осуществление Божьей воли. Хотя мы можем не понимать их в настоящем, мы должны ходить верой и жить (Авв. 2:4).

Изложенный в 2:20 принцип приемлем для Божьих последователей всех веков. Бог властвует надо всем. Те, кто решил идти за миром и отвергнуть Бога, могут сколотить состояние нечестивым путем, но они забывают, что “конец” обязательно придет. “Горе” всем, кто противится Богу и проявляет гордость. У них нет будущего; их ждет роковой конец!

Вопросы Аввакума получат ответ, когда “познание” Бога наполнит землю и объяснит необъяснимое. Каким бы сильным ни казалось зло, оно не сильнее Бога. Давайте вместе с Аввакумом иметь такую веру, которая торжествует над злом и способствует тому, чтобы праведность победила!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД