Буквально через две недели мы будем отмечать столетие СССР. Очевидно, что нынешний кремлёвский режим от этой даты трясёт, потому что прошедший год показал полнейшее банкротство той системы, которая пришла на смену советской и позиционировала себя как альтернатива советской системе. Уже можно с абсолютной уверенностью заявить, что российский антисоветский проект провалится, полностью. И это несмотря на то, что антисоветский проект унаследовал от советского гигантские богатства в виде развитой промышленности, богатейших природных ресурсов, одной из лучших в мире научных школ, развитого человеческого капитала и при этом идеологически, казалось, советский проект был полностью разгромлен. Тем более эпичным выглядит фиаско ельцинско-путинской Российской Федерации. Сейчас уже очевидно, что даже если российско-украинская война закончится убедительной победой российской стороны (в чём чем дальше, тем больше существует обоснованные сомнения), то уже сам факт этой войны, как и неизбежные даже в самом оптимистичном случае период политической нестабильности и экономический спад являются ни чем иным, как стратегическим провалом. Но сейчас главное не найти виновных в этом провале (во-первых, их слишком много, а во-вторых, от того, что на них покажут пальцем им будет ни жарко, ни холодно), а понять, что из этого следует.
В чём состояла идеологическая подоплёка современного российского антисоветского проекта? Отставание СССР от ведущих капиталистических держав (причём почему-то СССР сравнивался именно с ведущими, а не периферийными или даже полупериферийными государствами) объяснялось неисправимыми недостатками советской модели социализма, соответственно предполагалось, что после интеграции в «цивилизованный мир» (куда почему-то осколки СССР должны были быть приняты с распростёртыми объятиями), и адаптации западной экономической модели, Россия должна была за счёт преимуществ это западной модели (которые не оспаривались) догнать ведущие западные страны и слиться с ним в гармонии. Этого не произошло, и как уже очевидно глядя назад, произойти не могло. Почему – разобрано уже много где и хорошо, поэтому не буду на этом подробно останавливаться. Но проблема в том, что вся социально-экономическая модель была построена именно на задаче интеграции в западный мир, причём на второстепенных ролях, и любой ценой. Это установка была заложена в фундамент системы РФ, поэтому несмотря на то, что проект полностью провалился, система обладает колоссальной инерцией, не позволяющей ей сменить направление без больших потрясений. Начнём с того, что необходимым, но недостаточным условием здесь является смена или по крайней мере радикальная трансформация правящей верхушки. Но очевидно, что правящей верхушке совершенно такая перспектива не нравится, и она будет делать всё, чтобы подобного сценария не допустить. Но это как бы полбеды, потому что никакой внятной структуры, даже находящейся пока в зародышевом состоянии, способной перехватить управление при наступлении полномасштабного политического кризиса, просто не видно. А в том, что полномасштабный политический кризис может наступить с очень высокой вероятностью, не сомневается уже, по-моему, никто.
Мне видятся четыре варианта дальнейшего развития событий в стратегической перспективе. Рассмотрим их в общих чертах.
1. «Зрада» или пресловутый «слив», то есть, управление перехватывается той частью компрадорских элит, которые настроены на примирение с Западом любой ценой (при формальном сохранении первых лиц или нет – уже не важно), подписывается явная или завуалированная капитуляция, Россия теряет часть территории и выплачивает контрибуции в обмен на примирение и возвращение к статусу сырьевой периферии (уже не «полу») Запада. Мне кажется этот вариант в настоящее время не очень вероятным, потому что у него будет пусть не очень многочисленная, но очень мотивированная оппозиция, для которой этот вариант категорически не приемлем, и которая будет готова на радикальные меры, чтобы его не допустить. Поэтому правящая верхушка на подобный вариант вряд ли рискнёт. К тому же, Запад уже сделал всё возможное, чтобы любые договорённости с ним не принимались всерьёз. Поэтому, несмотря на эмоционально заряженное обсуждение этого варианта в социальных сетях, в настоящее время я бы не принимал его слишком всерьёз.
2. Заморозка и изоляция (условно «Иранский вариант»). Этот вариант кажется гораздо более вероятным. Сейчас очевидно, что российское руководство испытывает явные трудности с выполнением задач СВО и хотя США пока полностью устраивает вариант статичной затяжной войны, но, скажем, тайваньский фактор может подтолкнуть к заморозке конфликта. В этом случае РФ может пойти по пути Ирана. Несмотря на образ созданный истеричной либеральной пропагандой, несмотря на продолжающиеся с 1979 года жесточайшие санкции настоящее положение Ирана вовсе не трагично, это вполне современное государство, с развитой промышленностью. Но, разумеется, о каком-то догоняющем развитии Ирана речь не идёт, он обречён на хроническое отставание. РФ находится в гораздо лучшем положении, чем Иран, потому что обладает большим (и более образованным) населением, гораздо более богатыми природными ресурсами и унаследованной от СССР более развитой промышленностью, но всё равно изоляция подобного рода поставит крест на перспективах какого-бы то ни было сокращения отставания от ведущих стран. К тому же, иранский режим опирается на мощную религиозную идеологию, разделяемую большей частью иранского населения, в случае РФ такового нет.
3. Получение статуса младшего партнёра и союзника Китая и вхождение на правах вассала в «китайский мир». Именно младшего, потому что Китай и Россия находятся в слишком разных весовых категориях, ни о каком «многополярном» мире здесь речь не идёт («многополярный» подразумевает вариант номер 2), но всё-таки союзника, обладающего большой свободой в принятии решений, а не полностью подчинённой криптоколонии (каковой РФ была по отношению к Западу в 1990-х). На мой взгляд это было бы оптимальным вариантом, потому что это может привести РФ на траекторию устойчивого развития, как бы «прицепом» к бурно растущему Китаю, который явно нацелился на то, чтобы вытеснить США с места мирового гегемона. Но для того, чтобы это вариант реализовался, Россия должна привнести в этот союз ещё-что-то, помимо природных ресурсов. Если Россия может предложить только природные ресурсы (в которых Китай, безусловно, заинтересован), то Китай вполне устроит и вариант номер 2. То есть место младшего союзника надо ещё «купить», для этого Россия должна очень постараться, а настоящее плачевное положение на фронтах русско-украинской войны этому сильно не способствует. О подобном варианте можно будет всерьёз рассуждать, только когда (и если) Россия выиграет войну. К тому же, идеологически российский и китайский правящий классы диаметрально противоположны. Китайцы демонстрируют подчёркнутый прагматизм и готовность работать с кем угодно, если такое сотрудничество взаимовыгодно, но для установления союзнических отношений мне кажется, что у правящих классов РФ и Китая пока слишком много разногласий. Китайцы вряд ли будут доверять деградировавшей, коррумпированной, компрадорской, настроенной на бездумное потребление и соглашательство с Западом российской «элите», поэтому для реализации этого варианта обновление элит (хотя бы очень в мягком варианте), по-моему, является необходимой предпосылкой.
4. И последний вариант, который имеет смысл рассмотреть: если изоляция возможна, но совершенно неоптимальна и приведёт к длительной стагнации, возвращение к интеграции в западную систему пока отбрасываем, интеграцию в китайскую систему рассмотрели выше, то остаётся ещё одна мировая система, интеграция в которую возможна и поможет избежать негативных последствий изоляции. Это исламский (суннитский) мир. Во-первых, исламское население России уже составляет около 10% и оно постоянно растёт. Во-вторых, Россия имеет очень хорошие отношения с большинством мусульманских государств – бывшими республиками СССР, Турцией, Египтом, Саудовской Аравией, Пакистаном и прочими. В-третьих, у России с мусульманскими странами очень много общих экономических интересов. В-четвёртых, в отличие от союза с Китаем, в котором Россия просто вынуждена будет занять позицию младшего партнёра, в исламском мире Россия могла бы стать одним из лидеров. В-пятых, интеграция в исламский мир окончательно решила бы вопрос военной безопасности – никакое НАТО никогда не решится на конфронтацию со всем исламским миром. В-шестых, у российского правящего класса гораздо большая идеологическая близость, чем с китайским правящим классом – российский правящий класс также ориентирован на выстраивание квазифеодальных отношений и демонстративное потребление, как и традиционные мусульманские монархии и автократии. Интеграция в исламский мир вовсе не предполагает полную «исламизацию» всей России – достаточно того, что пост Президент займёт мусульманин (есть очевидные кандидатуры) и мусульмане будут плотно интегрированы в силовые и деловые элиты (что уже происходит). Дальнейшая исламизация элит произойдёт естественным путём (так же, как бывшие члены КПСС легко превратились в либералов-западников, также легко они могут принять и Ислам). Большинство населения останутся условно православными, но Ислам и Православие могут при желании легко найти общий язык и выработать формулу государства опирающегося на двойную, мусульманско-православную духовную традицию (российские философы-традиционалисты уже давно над этой формулой работают). Некоторые сложности могут возникнуть с интеграцией в эту формулу буддийских национальных республик, но их наверняка возьмёт под свое покровительство Китай, для которого это будет дополнительный рычаг влияния, так что этот вопрос тоже решаемый, тем более, что в самом Китае мирное взаимодействие буддистов и мусульман давно налажено (в Китае есть огромная община китайцев-мусульман, которая там существует чуть ли не со времён халифов). Так что я думаю, что этот вариант российскими правящими элитами тщательно прорабатывается.
Пока о том, какой именно из этих путей выберет Российская Федерация рано (ну за исключением первого варианта, я думаю всё же, что он значительно менее вероятен чем прочие), всё будет зависеть от положения на фронтах и какие именно результаты Российская Федерация сможет предъявить себе и миру в ближайшие пару лет.