ЧАСТЬ 1.
Одной из ключевых книг древнеегипетского наследия является «Книга Амдуат» - повествование о том, что в Дуате – ином, нижнем мире. Принято считать, что это заупокойная литература. Тексты книги известны с Нового царства. В полном виде она представлена в гробнице Тутмоса III. Самая первая версия «Книги Амдуат», известная современным исследователям, зафиксирована на стене погребальной камеры Тутмоса I (XV в. до н. э.), однако, вероятно, содержание книги восходит к более древним «Текстам саркофагов» периода Среднего царства. Последние фрагменты «Книги Амдуат» датируются III в. до н. э.
Чем может быть интересен разбор содержания этой книги? Поделюсь своими подходами.
В книге 12 часов путешествия под землей мертвого тела бога Ра – Иуф Ра – на ночной ладье для ежедневного возрождения на востоке.
Испытывая большое уважение к древнему наследию египтян, у меня не укладывается в голове, как люди этой развитой цивилизации могли верить в путешествие солнца под землей?
Значит, или мы считаем древних египтян попросту идиотами, чего я допустить не могу, или мы плохо понимаем содержание книги, да и мифов, не имея ключа для дешифровки. Мы как бы смотрим на мифы извне в замочную скважину, ключ в которую вставлен с внутренней стороны. Так я обычно характеризую наше понимание..
Все 12 часов путешествия детально проработаны, в результате чего само собой возникает впечатление о довольно четкой и выверенной технологии, записанной – нет! не иероглифами! – а образами, емкими символами, назначение и понимание которых было выработано в Древнем Египте едва ли не столетиями. В свое время этими «текстами» реально пользовались. И не для захоронений. Это были работающие технологии. При условии ряда допущений.
Сами изобрели эти технологии египтяне или они были привнесены в их культуру и просто записаны на древнеегипетском языке? Склоняюсь к мысли, что привнесены. Не умаляя развитие жреческой науки в храмах-цехах, в том числе глубоко под землей. Кем? Предположим, атлантами, которые экспериментировали с природным веществом, а затем, пожиная плоды своих экспериментов, попытались сохранить остатки священного знания.
Итак, смотрим на картинки. Здесь и далее иллюстрации по книге Т.Абта и Э.Хорнунга Знания о загробной жизни (castalia.ru)
Первый дивизион
Приёмное отделение нижнего мира. В центре – канал, по которому движутся регистре две ладьи: в верхнем – ночная ладья с мертвым телом Ра, в нижнем – ладья со скарабеем. Сверху и снизу вдоль канала размещены в чем-то схожие, в чем-то отличные группировки образов. Они представлены блоками по 4 на каждом берегу.
А теперь отвлекитесь от якобы религиозной составляющей текстов. Возможно, она была дана для профанов. А знающие люди могли видеть в этих рисунках совсем другое.
Так, в верхнем регистре перед нами ладья, гружёная каким-то сырьём. Тогда её пассажиры – это составные элементы сырья. Центральный образ ладьи - мертвое тело Иуф Ра - в виде человека с головой барана. Мертвое тело – не божественно. Оно – результат необратимой реакции. И везут его по 12 отделам Дуата как раз для оживления. Такого оживления, которое сам Великий Ра над собой совершить не в состоянии. Это исходное сырье для технологической переработки.
На носу ладьи размещен камышовый щит – назначение которого египтологи не понимают. Но предусмотренное для переработки сырье, очевидно, пылит при погрузке/разгрузке. Так транспортировали, например, фосфатное сырьё вплоть до середины прошлого века.а
И тогда возникает вопрос. Бог солнца Ра уж не фосфор ли? Его горение так схоже с солнцем, что трудно удержаться от сравнения. И химические реакции с ним можно провести в подземных цехах.
Но образ мертвого тела - Иуф Ра – дополнен головой барана, а это - символика бога Хнума – создателя человека. А кого напоминает белое руно барана? Я предполагаю, что кальций. Тем более, что кальций – основа скелета человека.
Так что вполне вероятно, что мертвое тело Иуф-Ра – это кальцийфосфат.
В нижнем регистре мы также видим лодку, гружёную сырьём, но немного другого качества. Во-первых, увеличенное изображение скарабея может говорить о том, что данные фосфориты представлены большими кусками (кусковой фосфорит, не мука).
Во-вторых, наличие образа Осириса по обеим его сторонам. Осирис – бог, возведенный на трон. Какой элемент можно уподобить едва ли не самому главному на Земле? Предлагаю углерод. Почему? Потому что земная жизнь имеет углеродную основу. Потому что родился Осирис черным. Потому что глаз в написании его имени может соответствовать пламени. Потому что владыка подземного мира, также, как и древнегреческий Аид, может символизировать углерод, уголь всех мастей, ну, и углекислый газ, конечно.
Тогда нижняя ладья у нас везет на переработку карбонатсодержащие фосфориты.
Разница двух видов загружаемого (поставляемого на переработку) сырья определяет и отличие в оборудовании/технологиях по его переработке.
Не буду утомлять огромным количеством образов. Покажу только дешифровку павианов.
Считается, что рядом с изображениями обезьян написаны их имена. Причем записаны имена дважды – черным и красным цветами, что наводит на мысль об образном представлении и холодного состояния, и нагрева.
Первый блок верхнего яруса. Перевод по Э.Хорнунгу: The Egyptian Amduat. The Book of the Hidden Chambers, Эрик Хорнунг, 2007, Цюрих.
Добавив к этому переводу данные словарей и, прежде всего, Р.Ханнинга (Reiner Hanning, Großer HandwörterbuchÄgyptisch-Deutsch, Майнц, 1995 г.) получаем такой расклад:
В схематичном приближении такой блок походит на старинную печь для получения фосфора, которая работала на фосфоритной (костяной) муке. Обезьяны в данном случае могут обозначать подвижные и шумные погрузчики (а, может быть, и крутящиеся реторты). А то, что предложено воспринимать как их имена, на самом деле, означает функционал конкретных участков.
Такая печь может иметь секции с определённым назначением:
Смотрите:
Бенти - горловину или жернов, а, возможно, участок для загрузки песка или кремния (кварцита);
Ифу – поступление костной муки (имя сходно с мертвым телом бога Иуф-Ра!);
Джех-Джех - специальные ёмкости (чаны) для разделения фосфорно-кальциевой соли – выложенные внутри свинцом деревянные ящики с дырчатым дном, на которое кладется песок, солома и грубое полотно для выщелачивания промываемой массы.
В центре 3 персонажа – это две топки (Иб-та и Иб-иб-та) и кочегар.
Дело в том, что «сердцем земли» издревле называют лавовый камень, иначе «базальт». По информации из интернета, это наименование происходит из Эфиопии, оно идёт от слова «базал», что значит «кипяченый». Базальт по определению должен держать тепло при сильном нагреве. Поэтому логично предположить соединение иероглифа «та», обозначающего участок, с иероглифом «иб», аллегорично обозначающим сердце, как топку. Тогда участок Икен-иб обозначает подогрев или человека, обеспечивающего подогрев.
Ун-та – участок с зайцем – символ процессов вентиляции;
Ба-та – участок со священной птицей Ба - участок образования паров фосфора;
Маа-эн-Ра - участок конденсации и наблюдения чистого фосфора.
В нижнем ярусе также появляются девять, но несколько других обезьян. Они по тексту Э.Хорнуна - «оркестр» для бога Ра. Но и их перевод дает новое и вполне адекватное сравнение.
И тогда первая вертикальная тройка обезьян может символизировать устройство печи с вращающим барабаном (Хечети) и грохотом (Па-чеч).
Можно предположить, что такие печи в древности нагревались пламенем газа (Беси – факел, горелка). А газовые горелки устанавливают под участками с загруженным сырьём.
Вторая вертикальная тройка обезьян может символизировать процессы мгновенного обжига фосфатного сырья в некоем взвешенном состоянии (танцор Ибти). Согласно этой технологии путем такого обжига повышается содержание оксида фосфора за счет удаления связанной влаги, «выгорания органики и частичной декарбонизации (удаления диоксида углерода)». Это Хекен-эм-бес-эф.
И даже то, что внизу в т.н. тройке нет образа – тоже объяснима. В печах на этом месте мог быть поддув.
Третья колонка обезьян символизирует шахтно-ванную конструкцию, в которой можно выделить три зоны:
1. Участка с функцией дымохода (Ими-кар);
2. Участка плавления, расплава, стекания в ванну и перегрева (ванна, бассейн, камера - ṡ) (Хенти-ше-ф);
3. выпуска (Хенен).
В целом всё устройство можно уподобить шахтно-ванной печи, работающей по технологии «кипящего слоя». Такие печи применяют для переработки карбонатсодержащих фосфоритов.
Если так дешифровать все отделы первого дивизиона, а затем и все дивизионы, то мы получим технологию древних по переработке фосфорного сырья. Только она уже на сегодняшний день практически вся освоена. Удивительно лишь то, что она была известна издревле. И в связи с этим напрашивается мысль о том, что знания, выработанные человечеством в древности, были извращены и «запечатаны» в оккультные ритуалы, а саму цивилизацию пустили заново по кругу переоткрывать их, но уже под контролем.
При таком подходе вся история науки потребует пересмотра. Не говоря уже о религии, культуре и пр. пр.
При этом такой подход позволяет по-новому взглянуть на пантеон древнеегипетских богов, который можно составить из освоенных древними и образно представленных элементов природы:
Ра– фосфор;
Тот– ртуть. В данном случае у нас есть готовая подсказка, согласно которой у Тота есть аналоги: древнегреческий Гермес или римский Меркурий. Они – олицетворение ртути. Для Тота национальными характеристиками образа и детерминативом-подсказкой является голова ибиса, серебристое оперение которого схоже с ртутным блеском, а образ птицы характеризует летучесть вещества. Священным животным Тота являлся и павиан, что может быть дешифровано, как характеристика подвижности ртути.
Ртуть входит в состав киновари, которой писали. Супруга Тота – Сешат – богиня письма –это и есть зерненая ртутью киноварь.
Амон – сокрытый бог небес. Здесь также есть подсказка. По информации из интернета, латинское выражение sal ammoniacus («соль Амона») пришло из оазиса Сива, где неподалеку от храма Амона добывался хлорид аммония. Сокрытый Амон – это прозрачный, невидимый аммиак или соединение на его основе.
Осирис и Исида, его такая же черноликая сестра и супруга – углерод и угольная кислота.
Тогда их сын Гор, зачатый не от живого Осириса, в ходе его «воскрешения» – это углерод, выделенный в ходе особой технологии. Кстати, если перевести процесс воскрешения Осириса с образного языка древних, то вполне может получиться современная технология т.н. «оживления угля». Тогда четыре сына Гора – это четыре функциональные разновидности активированного угля.
Например, Кебек-сену-эф, сын Гора, имя которого переводится, как «освежающий своих братьев:
вполне может оказаться активированным углем с характеристиками его поглощающей способности – абсорбции. Вглядитесь в иероглифическое написание его имени? Здесь же очевиден абсорбционный аппарат. В Древнем Египте Кебек-сену-эф при мумифицировании отвечал за кишечник и соответствовал форме «сах» - твердому сухому остатку, что также можно ассоциировать с активированным углем. Про способность угля поглощать дурные запахи знали издревле.
Интересен и образ Нут – слой озона, который, кстати, в сжиженном виде имеет густой фиолетово-голубоватый цвет. Такой изображали и Нут. И газ этот светится (искрится) в темноте. Отсюда миф о том, что Нут ночью рождает звезды – своих детей, а днем проглатывает (они становятся не видны).
А вот Сета и Нефтиду я предлагаю дешифровывать, как азот и азотную кислоту. Родившийся боковым путем и раньше срока рыжий Сет с красными глазами и красными волосами, повелитель стихийных бедствий и войн, бог мёртвой пустыни олицетворяет бурый оксид азота (сегодня такие выбросы на горных разработках называют «лисьими хвостами»). С ним связаны и животные, чья жизнедеятельность сопряжена с азотом и аммиаком. Сет изначально был богом урожая и не всегда рассматривался врагом. Просто при решении вопроса о важнейшей роли в жизни людей первенство осталось за углеродом, как основой земной жизни.
Бараноголовый Хнум – олицетворение соединений кальция, известняка, из которого возведены белые стены Мемфиса и который входит в состав глины.
Хатхор – богиня-львица - олицетворение серы. Неспроста на ее поиски отправляют Тота: месторождения серы ищут по ореолам ртути. Неспроста её атрибутом является систр - трещотка. Качественная сера трещит. И это древние называли божественной музыкой.
А вот и ключевой образ молодого бога Ра - Хепри – утренняя ипостась солнечного бога, изображавшаяся в виде жука-скарабея.
Это фосфорит, осадочная горная порода, руда, состоящая из фосфатных минералов, где фосфор представлен вкраплениями-конкрециями, т.е. образно «маленькими жучками», ассоциируемыми со скарабеем, катящим шарик навоза:
Вообще мифология Древнего Египта изобилует терминами, схожими с современной минералогией, горными работами, химией. Так, дневная ладья Ра, например, вполне может ассоциироваться с выходом внутренних земных пластов, содержащих фосфорные соединения, на дневную поверхность («выход в день»). Древние базальты вполне могут являться для древних египтян «ладьей миллионов лет». Именно тогда они и образовывались.
Кроме того, древние египтяне, например, считали, что человек структурно состоит из нескольких тел - физического, духовного, эфирного и т.д. Аналогично этому структурируются и тела богов. Однако в отличие от человека структура тела бога избыточна (по нескольку «ка», например) и может быть интерпретирована по-новому.
Так, из современной химии мы знаем 3 агрегатных состояния вещества: твердое тело, жидкость и газ. Разделение довольное обобщённое. Представляется, что в древнем мире человек не был скован современными научными подходами и вполне мог фиксировать гораздо больше состояний вещества. Например, твердое тело, кристалл, порошок, жидкость, пар, газ, эфир, соль, сплав, расплав и пр. Для ученых жрецов страны с развитой химией, каковым был Древний Египет (Та-Хеми - земля химии – одна из возможных интерпретаций названия страны), особого труда это не составляло.
Исходя из этого, можно дать примерно следующую дешифровку структуры тела бога. Причем я не претендую на исчерпывающее знание, это всего лишь предположение и пока, надеюсь, непротиворечивое:
1. Ка - жизненная сила - газообразное состояние.
2. Ба - душа, птица с головой человека - летучее состояние, пар.
3. Ах – сияющий чистый дух – расплавленное состояние.
4. Хат - бренная оболочка - физическое тело.
5. Иб – сердце – состояние при нагреве.
6. Сах - «священные останки» после мумификации – высушенное состояние.
7. Сехем - магическая сила – вспененное состояние.
8. Шуит – тень – туман.
9. Рен – имя – например, все-таки формула. Иероглифическая, конечно.
Есть еще одна особенность восприятия веществ в Древнем Египте – их расположение по сторонам света, которое восходит Великой Восьмёрке первых богов – огдоаде – и определённым египтянами основным расам людей:
Огдоада состояла из мужских божеств - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон («Невидимый» или все-таки прозрачный), которые имели головы лягушек. Им соответствовали женские пары: Хаухет, Наунет, Каукет и Амаунет - богини со змеиными головами. Объединившись, согласно легенде, они создали мир.
Мужские образы земноводных соответствуют газам. Женские образы пресмыкающихся соответствуют жидкостям.
Амон и Амаунет – пара ассоциировалась с египтянами, помещали её на западе. Вообще Амон и Амаунет, рожденные на восходе солнца и ставшие прародителями египтян, увязывались с бронзово-золотистым цветом кожи жителей Египта. Примечательно, что концентрированные растворы металлов (включая щелочные) в жидком аммиаке имеют металлический блеск, похожий на бронзу. Моя дешифровка Амона и Амаунет – аммиак и аммиачная вода.
Нун и Наунет - пара ассоциировалась с европейцами, ей приписывали белый цвет, помещали на севере. Моя дешифровка – водород и перекись водорода.
Кук и Каукет – пара ассоциировалась с черной расой, располагалась на юге. Моя дешифровка – первичные углерод и угольная кислота.
Хух и Хаухет – пара ассоциировалась с азиатами, ей приписывали желтый цвет, располагалась на востоке. Моя дешифровка – сернистые соединения.
Итак, можно предположить, что древними египтянами издревле были освоены 4 важнейших химических элемента: водород, азот, углерод и сера, а также их основные соединения.
Вот так образно на географической плоскости строилась система древних научных знаний. Но её кто-то скрыл от людей, набросив оккультное покрывало и на образы богов, и на сознание людей. Не сняв его, мы не сможем понять образ мыслей наших предшественников. Не сможем и обеспечить преемственность в развитии. Но будем упорно ходить по кругу.
На сегодня всё. С вами была мадам Пишуж.