Найти тему
UlanMedia.ru

Как в Бурятии функционирует уникальное уранодобывающее предприятие

Четверть века назад среди таежных лесов Баунтовского Эвенкийского района Бурятии, в условиях вечной мерзлоты начало свою работу АО "Хиагда". Данное предприятие входит в контур управления Уранового холдинга АРМЗ (Горнорудный дивизион госкорпорации Росатом), и все это время обеспечивает страну ураном. В этом году "Хиагда" отмечает свое 25-летие. Руководство и сотрудники предприятия рассказали журналистам во время пресс-тура, приуроченного к юбилейной дате, что значит работать в настоящих суровых условиях, и при этом стабильно добиваться высоких результатов. Корреспондент UlanMedia(УланМедиа) увидел, как именно "Хиагда" производит треть объема стратегического металла, необходимого для атомной отрасли страны.

Флаги
Флаги

Организовать любой производственный процесс — задача, мягко говоря, непростая. Особенно, если речь идет о таком процессе, в который вовлечено множество людей, который подразумевает многочисленные производственные цепочки, а его результат имеет, без преувеличения, стратегическое значение для государства. Большие предприятия, к тому же, постоянно находятся в фокусе надзорных структур, призванных проверять их деятельность на соответствие многочисленным нормам и законам. Будь то безопасность производственного процесса, воздействие на экологию, социальные гарантии сотрудников и многое прочее.

Однако настоящая проверка — это проверка временем, ведь именно время без скидок подтверждает успешность и эффективность #работы любого предприятия.

Непростая география

Хиагдинское рудное поле находится в Баунтовском Эвенкийском районе Бурятии, расположенном в семи часах езды от Улан-Удэ. Это удаленная и неприветливая территория, с невысокими деревьями из-за вечной мерзлоты, продолжительной суровой зимой, когда #температура может опускаться до 40 градусов и ниже, жарким летом и остальными "прелестями" резко-континентального климата. Данная местность приравнена к условиям районов Крайнего Севера, так что работать здесь могут лишь выносливые и сильные духом.  

Невысокий северный лес
Невысокий северный лес

Именно такие люди начали в этой местности поиски радиоактивных руд в составе Сосновской экспедиции Первого главного геологоразведочного управления, созданного в 1947 году. Через 10 лет стартовали аэропоисковые работы, а непосредственно Хиагдинское рудное поле выявили в 80-х. С тех времен климатические условия, разумеется, не поменялись, а вот местность в результате деятельности "Хиагды" приобрела совершенно иной вид, постепенно и неохотно отдавая человеку содержимое своих недр. Лицензию на недропользование месторождения Хиагдинского удалось получить не сразу — из-за вечной мерзлоты и низкой температуры подземных вод считалось, что растворение урановых минералов специальными растворами не будет столь эффективным. Однако после ряда испытаний рабочий проект был утвержден, и в 1997 году появилась "Хиагда".

Экологическая технология и максимальная эффективность

Словосочетание "добыча урана" обычно вызывает у людей ассоциации определенного ряда — нечеловеческие условия, радиация и все в подобном плане. Однако на "Хиагде" такого нет и в помине. Первая причина — технология, о сути которой рассказал первый заместитель генерального директора АО "Хиагда" Артем Михайлов.
"Действительно, если сравнивать применяющуюся АО "Хиагда" технологию с открытым или подземным способами добычи полезных ископаемых, то налицо существенные преимущества. Не происходит изменения геологического состояния недр, так как не производится выемка горнорудной массы. Отсутствуют оседания и нарушения земной поверхности, отвалы забалансовых руд, пустых пород, а также хвостохранилища. Природная радиоактивность рудного тела остается глубоко под землей. Остаточные растворы под землей нейтрализуются — превращаются в гипс — в течение нескольких лет".

Заводское помещение
Заводское помещение

Раствор представляет собой полуторапроцентную серную кислоту с окислителем, и он воздействует лишь на урановые минералы, никак не затрагивая иные компоненты. И здесь вновь любой, не знакомый с химией человек, услышав про серную кислоту, может представить едкое вещество, разъедающее что угодно. Но в действительности этим раствором, используемым для добычи урана, можно вымыть руки без какого-либо вреда для себя. Что, к слову, во время пресс-тура было продемонстрировано одним из сотрудников предприятия. 
Вообще, замкнутые циклы — это фишка "Хиагды". Так, помимо уже упомянутого, на предприятии внедрен еще один цикл, а именно в производстве краеугольного вещества для добычи урана методом выщелачивания — посредством серной кислоты. Для этого в 2015 году в "Хиагде" был построен завод, на котором гранулированная сера превращается в серную кислоту. По словам Артема Михайлова, собственное производство полностью исключило риски аварий при перевозке химикатов, так как сера абсолютно безвредна для окружающей среды. За последние семь лет здесь не случилось ни одной аварии. Склад хранения вмещает 4 тысячи тонн серы, и такого объема хватает на 25 дней производства.

В процессе превращения сыпучей серы в серную кислоту выделяется много тепла, которое используется в отопительной системе объектов предприятия, важность чего сложно переоценить, учитывая суровые северные зимы.

Автоматизация процесса и "умные" технологии

Производственные процессы на предприятии автоматизированы и происходят в цифровом формате. Во время пресс-тура по производственным зданиям на "Хиагде" журналисты практически не встретили сотрудников, что идет вразрез с представлениями обывателя. Ведь слово "производство" или "завод" создает в голове определенную картинку: множество людей, каждый из которых что-то делает, шум и упорядоченная суета рабочего процесса.

"Вы видели одного обходчика и видели оператора, который управляет всей этой махиной при помощи компьютерной мыши. Предприятие цифровизировано в очень высокой степени", — подчеркнул Артем Михайлов.

Заводское помещение
Заводское помещение

Все происходящее на "Хиагде" отслеживается в режиме реального времени на мониторах, за которыми постоянно наблюдают дежурные. На одних дисплеях — все данные производственных процессов, на других — данные с камер наблюдения, установленных по всей территории.

Кроме того, на базе "Хиагды" впервые в России создана виртуальная модель месторождения. Эта инновационная интеллектуальная #технология управления разработкой месторождений урана методом скважинного подземного выщелачивания "Умный полигон" в трехмерном изображении демонстрирует расположение рудных тел и фильтров скважин, а также визуализирует строение пластов.

Даже простая на первый взгляд каска, являющаяся неотъемлемым элементом экипировки сотрудников, на "Хиагде" не совсем обычная. В каску встроен датчик, который показывает перемещение того или иного сотрудника в течение всей смены. Если сотрудник ее снимает — об этом тут же узнает оператор. Во-вторых, если каска упала с головы по какой-то причине — информация об этом также попадает в лог происходящего. Нуждающемуся в помощи сотруднику достаточно три раза стукнуть по каске, чтобы оператор тут же получил "сигнал тревоги" и направил в определенное место группу для выяснения произошедшего.

"Хиагда— это наш второй дом"

Стелла на территории предприятия
Стелла на территории предприятия

"Хиагда" — это, по сути, городок, со своей инфраструктурой, гостиницей и общежитием для вахтовиков, большой и светлой столовой, спортивными объектами, связью 4G и, как в настоящем городе, остановками, где работники ожидают транспорт, чтобы добраться до нужной локации. Численность населения этого городка непостоянная — заканчивается одна вахта, которая длится 15 дней, на смену ей приходит другая. 
И живет этот городок соответственно рабочему расписанию и сменам. Между тем, как и в обычных городах, на "Хиагде" заботятся о своих "гражданах", обеспечивая им социальные гарантии. Так, предприятие компенсирует затраты на медицинские услуги, будь то операция, лечебные процедуры и даже лечение зубов.

"Человек обращается в отдел по управлению персоналом, который направляет в страховую компанию запрос, с указанием, в какое именно медицинское учреждение будет направлен работник, туда же направляется гарантийное письмо, и #человек спокойно проходит лечение. Если есть показания к санаторно-курортному лечению, предприятие обеспечивает и это. Кроме того, люди, работающие в условиях Крайнего Севера или приравненных к ним, могут раз в два года во время отпуска воспользоваться правом бесплатного перемещения по всей России на поезде. В исключительных случаях мы компенсируем и расходы на самолет. Это единая социальная программа, действующая во всем Росатоме", — проинформировал Артем Михайлов.

Разумеется, питание и проживание на территории предприятия также бесплатное. Одним словом, для людей, работающих на "Хиагде", созданы все условия для полноценной жизни, потому нет ничего удивительного в том, что сотрудники остаются с предприятием на десятилетия, и, без преувеличения, считают его важной частью своей жизни.

Мост через реку Витим
Мост через реку Витим

"Когда получали первые килограммы урана 18 лет назад, я пришел сюда 24-летним молодым человеком, неопытным, но погрузился в процесс, выучился, рос как специалист вместе с предприятием, которое также росло и строилось. Сейчас мне 42 года и через восемь лет я уйду на пенсию, поэтому сегодня моя задача — обучить и подготовить новых специалистов, новую смену, — рассказывает заместитель главного инженера, начальник цеха подземного выщелачивания Анатолий Трегуб. — В связи с четвертьвековым юбилеем я хотел бы пожелать тем, кто придет сюда работать в будущем, помнить, как развивалась атомная промышленность и для чего она нужна. Помнить, что атом всегда должен быть только мирным, и не забывать тех, кто стоял у истоков. К слову, многие из них до сего дня продолжают здесь работать. И для всех нас "Хиагда" — это уже образ жизни, это наш второй дом".

Районообразующее предприятие

Понятно, что "Хиагда" работает на благо всей страны, но она не обходит своим вниманием и Баунтовский Эвенкийский район. В первую очередь, это, разумеется, рабочие места. Руководство предприятия отмечает, что профпригодные #люди всегда востребованы и могут получить здесь работу. Большая часть сотрудников родом из Бурятии и Забайкальского края.

Кроме того, силами "Хиагды" появился мост через реку Витим на выезде из села Романовка. До этого момента стратегический металл годами приходилось перевозить, используя паром, либо делать большой крюк, переезжая через неглубокие места реки. Вот только Витим может подниматься очень быстро, и эти неглубокие места в мгновение ока становятся непреодолимыми. А предприятие между тем росло и увеличивало мощности, потому в 2009 году за полгода и был построен мост. Помимо того, что с его появлением исчезли транспортные ограничения для предприятия, мост также помог с "северным завозом" в труднодоступные населенные пункты. 

Немаловажно и то, что бюджет Баунтовского эвенкийского района получает часть средств, которые "Хиагда" платит в виде налогов в казну Бурятии, а это порядка 500 млн рублей в год. А еще предприятие помогает детским садам и школам района в рамках социально-экономического партнерства, и даже выступает в роли Деда Мороза, покупая новогодние подарки маленьким жителям села Романовка.

"Я еще не называю многих мелких взаимодействий, — говорит заместитель генерального директора АО "Хиагда" Артем Михайлов. — Например, в районе ремонтируют трубопровод или отопление в школе — просят привезти им трубу или, допустим, кирпич. Мы привозим. В прошлом году завезли модульную котельную в школу. И мы это нигде не фиксируем. Просто взаимодействуем и все. Раз мы работаем на территории этого района, значит, должны ему во всем помогать".

Экология — то, что волнует многих

Любое производственное предприятие наносит вред окружающей среде в том или ином виде, будь то молочная фабрика или обычное придорожное кафе. Вопрос здесь в ответственности, в подходе к экологической безопасности и возможностях возмещать этот вред. Как уже было сказано, добыча урана методом подземного выщелачивания — наиболее экологически чистый метод. Забота о будущем региона, об экологии и будущих поколениях отнюдь не пустой звук для "Хиагды".

Предприятие занимается компенсационным лесовосстановлением и проводит работу по поддержке популяции рыб. Саженцы сосны в этом году высажены на участках площадью около 250 га в Заиграевском и Мухоршибирском районах. В 2019 году в реку Селенгу выпущено 76 тысяч мальков байкальского осетра, в 2020 в реку Ину — 16 тысяч, а в нынешнем — 163 тысячи мальков хариуса. Их вырастили из икринок специалисты Баргузинского рыбоводного завода.

Спустя четверть века

"На сегодняшний день предприятие обеспечено кадрами, финансами, запасами и готово дальше работать на благо региона и государства", — отметил генеральный директор АО "Хиагда" Анатолий Михайлов.

"Хиагда" — самое перспективное предприятие Горнорудного дивизиона Росатома, и при сохранении или росте объемов добычи запасов хватит на ближайшие 100-150 лет. В планах на три-пять лет вовлечь в производство еще два объекта — Количканское и Дыбрынское месторождения Хиагдинского рудного поля. А в 10-летней перспективе — получить лицензию на разработку Тетрахского месторождения.

Буровые установки
Буровые установки

Среди основных сложностей — удаленность предприятия и дороги, которые далеко не всегда напоминают комфортабельное шоссе. Это приводит к износу техники, а также становится не самой простой задачей даже для опытных водителей. 
"Учитывая высокую степень автоматизации процессов, коллектив у нас все же не очень большой. Зато сплоченный и дружный, готовый к любым задачам и вызовам. У нас отлажена связь "руководитель-сотрудник", раз в квартал я встречаюсь со всеми, и это очень позитивный момент, когда ты знаешь каждого работника поименно, — отметил Анатолий Михайлов. — Хочу пожелать нам всем дальнейшего стабильного успешного развития, чтобы нам всем было здесь по-прежнему комфортно работать, чтобы наш труд, который выполняется в суровых условиях, приносил государству, в первую очередь, свет и, разумеется, стратегическую безопасность".

"Хиагда" производит самое благоприятное впечатление, когда впервые ступаешь на территорию предприятия. Чистота, ощущение упорядоченности происходящего и надежности. За четверть #века предприятие прошло серьезный путь. И как знать, может быть, за 100-150 лет здесь вырастет настоящий город, который станет символом стратегической безопасности страны.